27.03.2009

А наше пьют из экономии...

Кризис заставил россиян все чаще покупать отечественные лекарства

По данным опроса ВЦИОМ, опубликованным на этой неделе, в связи с кризисом половина россиян начала экономить на продуктах и 24% – на лечении и медикаментах. Еще недавно граждане, активно покупавшие дорогие импортные препараты, сегодня отдают предпочтение более дешевым отечественным. Впрочем, явление это при всем желании пока нельзя назвать массовым, так как далеко не всегда среди российских лекарств можно найти адекватную замену.

В 2007 году лекарства подорожали на 3,6%, а в прошлом, по разным оценкам, – на 12–15%. Скачок весьма ощутимый, особенно на фоне перераспределения потребительской корзины в сторону продовольственных товаров, когда многие вынуждены большую часть своих доходов просто проедать. Так, в январе 2009 года соотношение трат на продовольственные и непродовольственные товары составило 76% к 24%, что выше аналогичных показателей таких стран, как Таиланд, Индия, Украина и Белоруссия (для информации: в развитых государствах расходы на продовольственные товары редко превышают 20%). При этом россияне отказываются от дорогих продуктов в пользу более дешевых.

То же самое, хотя и не так явно, сегодня происходит и с лекарствами. Если в 2007 году основным фактором роста российского фармацевтического рынка был переход потребителей на дорогостоящие препараты, то в 2009 году намечается обратный тренд. Сокращение доходов, инфляция и непрерывный рост цен вынуждают часть населения пересмотреть свои предпочтения и искать в аптеках недорогие заменители привычных лекарственных средств. Как правило, это препараты российского производства – наши собственные бренды, среди которых немало до сих пор востребованных лекарств советских времен, и так называемые дженерики, более дешевые аналоги оригинального (брендового) лекарства. Многие «советские» препараты нигде в развитых странах уже не используются, но у нас они до сих пор популярны, особенно у старшего поколения. Спрос на них стабильно высок и не уменьшится: их давно знают, да и стоят они копейки.

Что же касается дженериков, то они обладают теми же лечебными свойствами, что и оригинальный препарат, поскольку в них содержатся те же активные ингредиенты, что и в брендовых аналогах. Специалисты утверждают, что сегодня «близнец»-дженерик есть практически у всех оригинальных лекарств, исключение составляют лишь уникальные, высокотехнологичные препараты, например, для лечения онкологических заболеваний или СПИДа. Но речь сейчас не о них, а о массовом сегменте средств в упаковке, которые представлены в аптечных сетях. Далеко не у всех эффективных импортных препаратов, присутствующих на нашем рынке и востребованных потребителями, есть адекватная замена отечественного производства. Поэтому, несмотря на финансовые трудности, испытываемые сейчас большинством населения, какого-то серьезного перераспределения спроса на рынке в сторону российских лекарственных средств не будет, полагают специалисты.

«Пока массового переключения потребителей на отечественные препараты нет, и вряд ли это произойдет, – считает эксперт фарминдустрии Давид Мелик-Гусейнов. – Конечно, российские лекарства дешевле зарубежных, но в нынешних условиях они дорожают быстрее из-за зависимости от импортного сырья, доля которого доходит до 90% из-за дефицита кредитных ресурсов и отсутствия доступа к заемным средствам. Вопрос не в том, много или мало лекарств производят наши предприятия, а в том, какого они качества. Смогут ли потребители найти адекватную и эффективную замену – проблема именно в этом. Ведь у людей есть определенные привычки, приверженность к тем или иным лекарственным средствам из-за особенностей их организма, болезней. Кроме того, в ряде случаев перейти на российские препараты вообще невозможно. Речь идет, к примеру, о больных диабетом, онкологическими заболеваниями».

И все-таки статистика говорит о том, что из-за кризиса россияне начали экономить на здоровье. Существенное сокращение объемов продаж во всех сегментах фармрынка началось еще в четвертом квартале 2008 года, эта же тенденция сохранилась и в первом квартале 2009-го. Эксперты единодушны в своих ожиданиях на текущий год: в долларовом выражении рынок практически не вырастет (2–3%), а в рублях за счет инфляции рост составит 25–30%. В натуральном выражении (в проданных упаковках) рынок ждет либо стагнация, либо падение на 6–7%, предсказывают специалисты. Однако на фоне кризиса у наших фармацевтических производителей все же есть хорошие шансы усилить собственные позиции. В первую очередь они ожидают роста спроса на продукцию среднего ценового сегмента. И еще. До 2009 года в первую десятку самых популярных лекарств входили только два российских препарата. Возможно, что в 2010-м к ним прибавятся еще один-два отечественных бренда.

НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА

Новые Известия