05.03.2009

Роскошь передвижения

Кризис привел к обвалу спроса на автомобили

Первые месяцы нового года стали настоящим кошмаром для мировых автопроизводителей – продажи падают, как никогда ранее. В условиях экономической нестабильности люди предпочитают минимизировать расходы и не тратить деньги на такую дорогую покупку, как авто. Эта тенденция сегодня стала глобальной – спрос падает во всех странах. А вот способы борьбы с этим явлением различаются. Если на Западе пытаются бороться за покупателей, снижают цены на машины, а власти разрабатывают различные программы стимулирования спроса, то в России никого не смущает, что денег у людей стало меньше, а стоимость автомобилей растет.

Последняя статистика мирового автопрома говорит о рекордном снижении спроса в феврале. Особенно сильно это проявилось в США, где продажи упали почти в полтора раза. В частности, General Motors продала за месяц машин на 53% меньше, чем за тот же период, Ford «упал» на 48%, а Chrysler на 44%. «На наш взгляд, мы находимся в автомобильной депрессии, – считают аналитики Standard & Poor’s. – Потребители напуганы. Они боятся потерять работу, боятся снижения стоимости их недвижимости, обвалов на фондовых биржах и поэтому с осторожностью относятся к таким крупным покупкам».

Лишь немногим лучше обстоят дела у японских производителей, которые, будучи не в состоянии сбыть машины, снижают их выпуск. Toyota сократила производство в январе на 43%, что стало рекордом более чем за два десятилетия, Honda – на 33%, Nissan – на 54%. «Положение ухудшится, прежде чем пойти на поправку. Никто не покупает машины – мировая торговля застыла», – констатирует глава консалтинговой компании Rogers Investment Advisors Y.K. Эд Роджерс. Несет потери и Европа. По данным британского Общества производителей и продавцов автомобилей, выпуск машин в Англии в январе рухнул почти на 60%. Швеция предложила европейцам сократить производство авто на треть – с 18 до 12 млн. в год, то есть до уровня спроса.

Россия также демонстрирует высочайшие темпы падения продаж. Так, в январе «АвтоВАЗ» продал лишь 46,6 тыс. авто – на 37,5% меньше, чем за тот же месяц прошлого года.

В целом реализация новых машин в нашей стране, по данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), упала на треть к уровню годичной давности и на 44,5% к уровню декабря 2008 года. «Впервые мы начинаем год не с цифр роста, а с отрицательного показателя после длительного периода стабильного увеличения продаж автомобилей в России», – отметил председатель комитета автопроизводителей АЕB Дэвид Томас.

При схожести ситуации в России и на Западе есть и серьезные отличия. За рубежом со снижением спроса стараются бороться, снижая цены на авто и предлагая различные бонусные программы. В России, напротив, автопроизводители повышают цены. Это сделал и «АвтоВАЗ», подняв в январе отпускные цены на 2,45%, что вызвало массу возмущений у потребителей. Точно так же ведут себя и иностранные компании. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин выделяет два фактора, способствовавших такому росту цен. «Это повышение ввозных таможенных пошли на иномарки и девальвация рубля, – заявил «НИ» эксперт. – Производители, чтобы не продавать себе в убыток, вынуждены поднимать цены».

Впрочем, по словам эксперта, отреагировав на повышение пошлин, иностранные компании реагируют сейчас и на снижение спроса. «Они и в России начали использовать различные бонусные программы, чем фактически снизили цены до уровня прошлого года, то есть компенсировали прошлое повышение», – сообщил эксперт. Единственный, кто не хочет пока реагировать на новые условия рынка, – это российский автопром. «Наши производители рассчитывают на одно – на поддержку государства. Учитывать потребительские интересы не в их традициях, – считает Виктор Похмелкин. – Я не думаю, что они будут руководствоваться рыночными тенденциями и станут снижать цены на свои автомобили».

Между тем некоторые специалисты считают, что нынешняя ситуация может сыграть на руку отечественным компаниям, и из-за роста цен на иномарки доля российских автомобилей на внутреннем рынке, которая последние годы неизменно снижалась, сейчас начнет расти. Как ни крути, наши машины все же дешевле импортных, а это в период кризиса – существенный аргумент. «Если это и произойдет, то не за счет роста продаж российских автомобилей, а за счет снижения продаж импортных, – считает Виктор Похмелкин. – Но это будет носить краткосрочный характер. Как только экономическая ситуация выправится, все станет по-прежнему. Пока же, я думаю, весь автомобильный рынок России ожидает падение спроса, и тенденция к снижению продаж продолжится весь 2009 год».


КАК СОКРАТИЛИСЬ ПРОДАЖИ АВТО В РОССИИ В ЯНВАРЕ
Производитель Объем Сокращение продаж (%) (тыс. шт.)
АвтоВАЗ 29,10 38
ГАЗ 3,78 63
Sollers 3,67 19 (быв. «Северсталь-авто»)
GM Group 14,00 29
Ford 8,66 15
Toyota 8,07 28
Nissan 6,83 23
Hyunday 6,57 48
Mitsubishi 2,27 50
Mazda 3,48 7
Источник: Ассоциация европейского бизнеса


МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Новые Известия