24.02.2009

В одной лодке с GM

Немецкий автоконцерн Opel может получить помощь государства

В случае банкротства Opel без работы по всему миру останутся более 50 тыс. человек, а экономика Германии понесет ущерб в размере 2-3 млрд евро. Об этом заявил в конце прошлой недели министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк. По его словам, для того, чтобы не допустить массовой безработицы, правительство считает разумным помочь автомобильному концерну и разрабатывает последовательные планы по выведению Opel из кризиса.

Действительно, в Германии на четырех заводах Opel занято более 26 тыс. человек. Однако еще до нового года немецкое правительство довольно категорично высказывалось о нежелательности господдержки концерна. Пеер Штайнбрюк тогда уверенно заявлял, что правительственная помощь автоконцерну должна быть самой крайней мерой, когда станет понятно, что все остальные способы поддержки не принесли желаемых результатов. В то время руководство Opel заявляло, что для преодоления кризиса концерн нуждается в инвестициях в размере 3,2 млрд евро. Именно эта сумма и была им запрошена у государства.

Однако тогда германское правительство выражало уверенность в том, что, прежде чем оказывать какую бы то ни было финансовую поддержку, General Motors (материнская структура Opel) должна предоставить план спасения своей дочерней компании и продемонстрировать, какие инвестиции она может сделать в принадлежащее ей предприятие.

Однако за первые два месяца 2009 года ситуация изменилась. Так, в пятницу по итогам состоявшегося «кризисного» заседания наблюдательного совета Opel министр экономики и новых технологий ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг в интервью телеканалу ARD заявил, что немецкое правительство и представители казначейства США планируют создать неформальную рабочую группу по поиску путей спасения автоконцерна. Уже к 27 февраля она должна будет назвать разработанные меры преодоления кризиса Opel.

При этом некоторые новые предложения по спасению компании уже озвучены. Так, в конце прошлой недели газета Berliner Zeitung опубликовала заявление министра экономики, технологии и труда Тюрингии Юргена Райнхольца, в котором он сообщил, что правительство земли готово рассмотреть вопрос о приобретении доли в Opel. Власти земли могут выкупить долю акций завода Opel, находящегося на территории Тюрингии, а также предоставить гарантии на 20-40 млн евро по кредитам автопроизводителя.

Однако по-прежнему далеко не все уверены в целесообразности предоставления государственной помощи немецкому автопроизводителю. Некоторые отраслевые эксперты уверены, что исчезновение Opel не будет иметь негативных последствий для немецкой экономики в целом, каким бы ударом это ни было для работников, занятых на предприятии. К тому же финансовая помощь, предоставляемая правительством Германии на поддержку Opel, фактически будет являться помощью работающему на территории страны американскому концерну GM. А он уже заявлял, что для того, чтобы выполнить условия правительства США по продолжению предоставления госкредитов, рассматривает возможность закрытия или продажи до четырех своих заводов в Европе и сокращения числа выпускаемых брендов за счет Hummer, Saab, Opel и Saturn.

Вместе с тем окружной суд города Венерсборг (Швеция) в конце недели разрешил реструктуризацию автоконцерна Saab, результатом которой станет получение им независимости от GM. При этом власти Швеции объявили о готовности оказать финансовую помощь компании. Переговоры с потенциальными покупателями Hummer должны завершиться до конца марта, в противном случае автомобили будут постепенно сняты с производства. Saturn же может быть ликвидирован к 2010-2011 годам, если корпорация не сможет его продать.

В случае отказа в господдержке, по мнению директора центра автомобильных исследований университета в Дуйсбург-Эссене Фердинанда Дуденхоффера, Opel также ждет продажа или банкротство, поскольку его материнская компания в скором времени будет несостоятельна. «Opel и GM сидят в одной лодке, и если судно находится в беде, они вместе пойдут ко дну», - заявил Дуденхоффер.

ЕКАТЕРИНА СОРОКОВАЯ

Газета