17.02.2009

Дешевые товары набирают популярность

Иллюстрация с ресурса plakaty.ru
ВЦИОМ провел статопрос, в котором россиян спрашивали, как они реагируют на изменение экономической ситуации.

Из опроса 1600 человек в 42 регионах страны следует, что две трети граждан готовы заменить дорогие товары более дешевыми аналогами или же вообще отказаться от дорогих покупок. При этом в три раза - с 4% в октябре до 12% в феврале - увеличилось количество респондентов, которые проедают свои накопления. Еще 5% россиян тратят заработанное на товары длительного пользования, чтобы деньги не "сгорели". И лишь 2% участвуют в митингах и демонстрациях. "Пока граждане довольно пассивны, поскольку у них есть накопления, - говорит РБК daily гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Когда "жирок" сократится, активность людей повысится, в том числе и протестная".

Каждый четвертый опрошенный ищет возможность подработать. При этом с 11% в сентябре до 7% в феврале снизилось число работников, требующих увеличения зарплаты, и лишь каждый седьмой опрошенный намерен в дальнейшем рискнуть и потребовать прибавку к жалованию.

Большинство россиян и в дальнейшем намерены выбрать стратегию пассивного наблюдения за ростом стоимости жизни: 47% опрошенных считают бесполезным предпринимать какие-либо меры против повышения цен, еще 13% надеются постепенно "привыкнуть к новым ценам". "Поскольку активные стратегии, такие как поиск подработки и попытка увеличить зарплату, сейчас не работают, остается только пассивная стратегия: сделать потребнабор менее разнообразным - например, отказаться от овощей и перейти с итальянских на российские макароны", - говорит Валерий Федоров.

Остальные респонденты в дальнейшем готовы к более радикальным действиям: 9% собираются участвовать в митингах, 5% - писать письма протеста, 3% - бойкотировать товары и услуги, 1% обещает объявить голодовку, а 2% готовы "при необходимости взяться за оружие", пишет РБК daily.