17.02.2009

Российская экономика потеряла от спама почти 50 миллиардов рублей

К таким выводам пришли эксперты аудиторской компании ФБК, пишет РИА "Новости".

По итогам 2008 года доля спама в российском почтовом трафике составила более 82,1% - вдвое больше, чем шесть лет назад. А общий объем рынка спам-рассылок в РФ в 2008 году оценивается экспертами в объеме не менее 150-200 миллионов долларов. Оценив количество работающих, пользующихся электронной почтой, а также изучив их среднюю зарплату, исследователи из ФБК получили следующие данные: экономика России ежегодно теряет 47,2 миллиарда рублей или 1,9 миллиарда долларов. Именно столько стоит рабочее время россиян, потраченное на прочтение и удаление рекламных писем.

Американская экономика теряет гораздо больше - к примеру, за 2007 год потери, по оценке американских специалистов, составляли 71 миллиард долларов. Причин тому две: зарплата россиян в номинальном долларовом выражении примерно в 7 раз меньше, чем у американцев; и количество пользователей e-mail в России в 7 раз меньше по сравнению с США (13,5 и 100 миллионов человек соответственно).

К счастью, уничтожение спама - это одна из немногих сфер, где производительность труда у нас значительно превышает западные показатели. Россияне удаляют электронный мусор в 2,5 раза быстрее, чем американцы, отмечают "Новые известия". Эксперты бьют тревогу: потери экономики от спама вполне сопоставимы с суммой, которую государство собирается выделить в этом году на увеличение пособий по безработице (1,4 миллиарда долларов), пишет "Газета".

В России с 1 июля 2006 года вступил в силу новый закон "О рекламе". Его 18-я статья предусматривает, что "распространение рекламы по сетям электросвязи... допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы". Нарушителю законодательства грозит наложение штрафа до 500 тысяч рублей.

Однако на практике закон действует слабо. Дела о принудительной рассылке рекламы через Интернет одно за другим закрываются за недоказанностью. Эксперты утверждают, что в Интернете практически невозможно определить истинный источник спама. А заказчик этих нежелательных рассылок по российскому законодательству ответственность за его распространение вообще не несет.