11.02.2009

Автопром Европы надеется на металлолом

Производители автомобилей вынуждены закрывать заводы

Фото: autoua.net
Продажи европейских автогигантов падают по всему миру. Правительства вынуждены стимулировать спрос, предлагая сдавать старые автомобили на металлолом. Однако, когда действие подобных программ закончится, кризис в отрасли усилится. Производители автомобилей вынуждены будут закрыть многие заводы в Европе. Эксперты прогнозируют, что немецкий автопром потеряет в этом году около шести миллиардов евро.

Сейчас в странах Евросоюза тщетно ждут покупателей уже около 2 млн легковых машин. Продажи грузовозов приближаются в ЕС к нулевой отметке. Под угрозой оказалось около 400 тысяч рабочих мест. Не исключено, что несколько заводов будут закрыты уже до конца этого года.

«В Германии возлагают большие надежды на премию за металлолом» К примеру, январские продажи Volkswagen по всему миру упали на четверть. Обороты дочерней компании Audi снизились на 28%. В целом потери в этом году, по прогнозам аналитиков, составят как минимум 10%. Это связано с ухудшением экономической ситуации в США, Японии и Восточной Европе – прежде всего в России. «Этот год ни для кого не будет легким», – комментируя новые прогнозы, заявил Петер Шварценбауэр, один из руководителей Audi.

Экономический кризис вынуждает европейские автоконцерны заметно пересматривать свои планы. О возможном сокращении рабочих мест в Словакии на днях объявлено в парижской штаб-квартире Peugeot. Слабым утешением для уволенных окажется тот факт, что сокращения производства французская компания пока не планирует. Стоит отметить, что в докризисные времена производство машин в Словакии только росло. В прошлом году там было собрано около 600 тысяч машин.

В Германии возлагают большие надежды на так называемую «премию за металлолом». Владелец машины, собранной как минимум девять лет назад, при покупке новой может претендовать на 2 500 евро из госказны. По статистике, в Германии без малого 9 млн машин старше девяти лет, а их рыночная цена меньше премиальных. Петер Риттер, представитель фирмы Mercedes, сообщил в интервью журналу Automobilwoche о «невероятном психологическом эффекте», который вызвала эта государственная программа: увеличился спрос и на машины класса «люкс», за покупку которых премий не выдают. Ален Юттенховен, шеф германского бюро Toyota, предполагает, что в этом году на немецких дорогах появится 2,85 млн новых машин.

Союз германских автостроителей дает более оптимистические прогнозы, согласно которым продажи машин должны вплотную приблизиться к трехмиллионной отметке. Для сравнения, в прошлом году в Германии было продано 3,09 млн легковых автомобилей. Из-за кризиса, давшего о себе знать уже осенью, продажи упали на 2% по сравнению с предыдущим годом. Январская торговля завершилась с минусом в 14%.

Скептически отзывается о правительственной инициативе концерн BMW. Как заявил Иэн Робертсон, один из топ-менеджеров немецкого автогиганта, «то, как сконструирована эта премия, показывает, что она ориентируется на небольшой рыночный сегмент». По его словам, типичный клиент BMW не покупает малолитражек, однако только такие машины имеет смысл сдавать на металлолом. Ограниченность госпрограммы подтверждают и новейшие цифры о мировых продажах немецких грузовиков и автобусов. По данным союза автомобильной промышленности, январь в этом сегменте завершился с минусом в 29%. Экспорт упал на 56%, оказавшись на уровне 1995 года.

Однако представители Peugeot рассчитывают благодаря правительственной программе продать как минимум 12 тысяч машин. О заметном оживлении торговли сообщают и немецкие представители Fiat, а также Opel и Volkswagen. Автоторговцы говорят, что это сравнимо с бумом времен объединения Германии. Впрочем, торговая лихорадка может быть связана и с тем, что полуторамиллиардный премиальный фонд расширять не планируется. Акция будет завершена, как только будет продано 600 тысяч машин. Произойти это может довольно скоро. В первые десять дней заявку на получение премии написали более 17 тысяч человек. Эксперты говорят, что потенциальных желающих более миллиона.

Правительственная программа изменила и рекламные стратегии автоторговцев. К примеру, в эти дни в Германии предлагают купить Dacia Sandero за 5 тысяч евро. В действительности машина стоит 7,5 тысяч, а скидкой считается «премия за металлолом». Примерно так же пытаются оживить продажи торговцы Mini. Эксперты из немецкого автомобильного клуба говорят, что господдержка для многих автопродавцов стала поводом для отказа от собственных скидок.

Во Франции премия за металлолом, обещанная правительством, составляет тысячу евро. Бюджет этого проекта, аналогичного немецкому, составляет 1,3 млрд евро. Этот проект преждевременным не назовешь. Продажи Peugeot/Citroёn упали в январе на 11,2%, а Renault – на 20,9%. В начале этой недели стало известно, что правительство в Париже выделило 6 млрд евро на поддержку Renault и Peugeot/Citroёn. Обе компании получат по 3 млрд евро в ближайшие пять лет. За это они обязуются сохранить все свои французские заводы. Главы автоконцернов признали справедливость этого требования. В ближайшие полгода они также планируют модернизировать свои производства, что должно пойти на пользу конкурентоспособности машин этих марок.

По следам немецких и французских коллег готовы пойти и власти Румынии. Между тем в Европарламенте говорят о необходимости общеевропейского плана по поддержке автомобильной промышленности. Более предметно этот проект будет обсуждаться в ближайшие недели.

Между тем, по данным консалтинговой компании AT Kearney, государственная поддержка способна несколько замедлить снижение продаж, однако самой тенденции, в целом печальной, не меняет. Эксперты компании утверждают, что немецкий автопром потеряет в этом году около шести миллиардов евро. Они объясняют это мировым падением продаж, а также недостаточной гибкостью самих автостроителей, неспособных оперативно снижать производственные затраты. В отчете AT Kearney указано, что если автопром не будет радикально модернизирован, то это грозит Германии волной банкротств и сокращением примерно 50 тысяч рабочих мест.

Отчасти положение автопрома может облегчить помощь Европейского банка реконструкции и развития, согласившегося выделить до 9 млрд евро. Европейские чиновники заверяют, что большую сумму предоставить не в состоянии, но рассчитывают, что автопрому Европы хватит и собственного запаса прочности для преодоления кризиса. «Мы оказываемся все дальше от догмы свободного рынка, – комментирует ситуацию в европейском автопроме французская газета Les Dernieres Nouvelles d'Alsace. – Конечно, Брюссель будет протестовать. Но разве услышат Еврокомиссию те, кто оказался абсолютно беспомощным перед лицом экономического кризиса? Европа не имеет ни единства, ни ориентиров. Забыты обещания 2008 года о необходимости гармонизации антикризисных мер. Каждый занят собой, всем не хватает руководителя. Наступило время для реформирования системы, созданной для хороших времен, а не для кризисов. Единая валюта и общий рынок требуют и совместного направления для марша».

Константин Куц

Взгляд