20.01.2009

У.е. вернулись

В России вновь появились ценники с двумя буквами

Некоторые компании, как в начале «лихих 90-х», вновь начали выставлять цены в условных единицах. В этом замечены некоторые автосалоны, фирмы по продаже недвижимости, интернет-магазины и знаменитая «Горбушка». Несмотря на то, что такие «подмены» законодательно запрещены, эксперты прогнозируют, что к весне эта практика широко распространится.

Условная единица, или сокращенно «у.е.», у нас была в ходу в начале 90-х годов. «Убитые еноты», как нередко расшифровывали эту аббревиатуру наши остроумные граждане, возникли в период гиперинфляции. Рубль тогда резко и ежедневно обесценивался, и продавцам было крайне неудобно (и невыгодно) постоянно переписывать ценники в зависимости от курса национальной валюты, который менялся несколько раз в течение дня. В долларах предпочитали не только называть цены, но и расплачиваться. Но вскоре Центробанк запретил на территории России расчеты в иностранной валюте, тогда-то и стали продавцы повсеместно вместо слова «доллар» писать «у.е.», имея в виду все того же американца, поскольку евро еще и не было.

Тем не менее, вплоть до 2006 года операторы мобильной связи в прайс-листах услуг пользовались пресловутыми «енотами». А арендодатели квартир от этой привычки в большинстве своем не отвыкли до сих пор. Между тем, еще три года назад Госдума приняла закон, запрещающий использовать в сообщениях о стоимости товаров, услуг и коммерческих сделок наименование иностранной валюты. Запрет касается СМИ, информационных сайтов в Интернете, где даются сведения о стоимости товаров и суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней, государственном и муниципальном долге, выраженном в долларах, евро или в любой другой валюте. Парламентарии на этом не остановились: вскоре вышел закон, запрещающий госслужащим использовать в публичной речи словосочетание «условная единица» или сами наименования иностранных валют.

И вот мы снова вернулись в «лихие 90-е». Крупные девелоперы уже «переписали» ценники на квартиры с национальной валюты на «у.е.», чтобы избежать потерь из-за постоянно слабеющего рубля. Так же поступили и некоторые автосалоны, торгующие, в частности, японскими машинами. Многие продавцы на «Горбушке», прочувствовав конъюнктуру, тоже оценивают свой товар исключительно в условных единицах. Не отстает и он-лайн торговля. Например, цены в одном популярном Интернет-магазине, торгующем косметикой, указаны только в евро. Нарушителем закона, на первый взгляд, можно посчитать и министра финансов Алексея Кудрина, который вчера заявил, что правительство России выделит еще 40 млрд. долларов на поддержку банковской системы страны.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров рассказал «НИ», что надзор за выполнением закона должны осуществлять органы, которые регулируют ту или иную сферу. «Есть общий порядок исполнения контроля над рынком потребительских услуг. Занимаются этим различные органы – и ФАС, и Роспотребнадзор, однако проверять конкретного «нарушителя» они должны лишь после заявления гражданского лица. Плановые же проверки они проводят раз в три года. Как правило, подобные нарушения наказываются штрафом», – отметил депутат. Что же касается министра финансов, то он, как пояснил г-н Федоров, не нарушил закон, поскольку речь он произносил на территории Гонконга. Впрочем, и в России никаких жестких мер к г-ну Кудрину не приняли бы. «Оценка этой нормы осуществляется в порядке вертикали власти. Зачастую – это выговор», – сообщил народный избранник.

Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков добавил: если потребитель обратился в конкретное ведомство с жалобой, то торговец-нарушитель может отделаться штрафом, но если покупатель был особенно зол и подал иск в суд, то компании придется пройти все этапы отечественного судопроизводства. По мнению экономиста, нынешнее поведение участников рынка – не что иное, как «пробный шаг» для изучения реакции потребителей. «Продавцам пока интересно, последует ли за решением поменять ценники какие-либо действия общественности. По моему мнению, те экономические агенты, которые работают с крупными объемами спроса и продают дорогие товары для среднего класса, ближе к весне «переоценят» свои товары и услуги в валюту или у.е.», – сообщил «НИ»г-н Поляков. В пример он привел туристические компании, продающие «хорошие туры» в Грецию, Испанию, Италию и Францию.

ЕЛЕНА ЗИБРОВА

Новые Известия