19.12.2008

Рабочие просят не отменять пошлины

Автостроители протестуют против пересмотра решения правительства о повышении платы за ввоз иномарок

Иллюстрация с ресурса Фото: ИТАР-ТАСС
Работники российских автозаводов выходят на митинги в поддержку мер, принятых правительством для поддержки отечественного автопрома, – введения пошлин на ввоз иностранной продукции. Прежде в нескольких российских городах состоялись акции против пошлин. Их организовывали те, кто зарабатывает на ввозе новых и подержанных иномарок. Что и заставило местных чиновников попросить правительство подумать о возможности отмены пошлин. Это обеспокоило заводских рабочих.

В четверг в Тольятти на площади возле Дворца спорта состоялся митинг в защиту пошлин. В акции участвовали больше 500 автовазовцев и членов их семей.

«Все вопросы, которые вызывают недовольство граждан, должны быть вопросами повышенного внимания» «Было восемь выступающих, все они – рабочие нашего завода. Все выражали поддержку постановления правительства о пошлинах на ввоз подержанных иномарок. Такие меры существуют и в Китае, и в Германии, и в США, и в Японии, и в любой другой стране. Это нормальная позиция правительства, которое защищает своих граждан и сохраняет рабочие места», – сообщил ВЗГЛЯДу председатель первичной профсоюзной организации ОАО «АвтоВАЗ» профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Николай Каразин.

На российских автомобильных заводах на данный момент работают миллионы человек, нельзя допустить того, чтобы они лишились работы, говорит Каразин.

«Ни в одной стране мира ни одна автомобильная компания не может конкурировать с подержанными иномарками. Я надеюсь, что хватит мужества и у президента, и у председателя правительства не отменять это постановление», – добавил он.

О своей солидарности с тольяттинскими рабочими уже заявили их коллеги из Ульяновска и Нижнего Новгорода. Рабочие УАЗа наметили митинг тоже на 18 декабря, а нижегородцы – на 19 декабря

Председатель профкома УАЗа Анатолий Чувашлов рассказал ВЗГЛЯДу, что в акции в поддержку решения правительства будут участвовать «работники предприятия и других заводов». По его словам, ожидается около 5 тыс. человек. Место проведения мероприятия – площадь возле центральной проходной УАЗа.

Не случайно, что солидарность с автомобилестроителями демонстрируют и работники других предприятий: одно рабочее место на автозаводе создает 12–15 рабочих мест на смежных предприятиях. Об этом хорошо знают в городах, где расположены российские автогиганты. Не хуже осведомлены и там, где работают металлургические предприятия. Спад в автопроме уже привел к серьезным потерям металлургов, к остановкам цехов, так что рабочие-металлисты кровно заинтересованы в том, чтобы выпуск машин поскорее начал расти и у них бы закупалось сырье для этого производства.

Повышенные ставки импортных таможенных пошлин на подержанные и новые легковые автомобили, ввозимые как физическими, так и юридическими лицами, должны вступить в силу в январе.

Это решение вызвало недовольство среди тех, чей бизнес строится на ввозе в РФ преимущественно подержанных иномарок. Они стали требовать отмены постановления и заодно снижения цен на бензин. В конце прошлой недели такие акции прошли во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, Калининграде.

Всем этим, конечно, озаботились депутаты Госдумы. Они сообщили о намерении рассмотреть вопрос об отмене пошлин на иномарки.

«Все вопросы, которые вызывают недовольство граждан, должны быть вопросами повышенного внимания», – сказал Борис Грызлов.

Теперь и работники автозаводов хотят быть услышанными.

По мнению аналитика «Банка Москвы» Михаила Лямина, повышение пошлин действительно поможет стимулировать спрос на машины отечественного производства, защитить внутренний рынок и сохранить рабочие места.

Однако он добавил, что «любое повышение пошлин – всего лишь временная мера, которая никогда не дает нужного эффекта в долгосрочном периоде».

Между тем правительство и не обещает пошлины на иномарки оставить навсегда. Но сейчас важно не допустить развала российского автопрома. Он в последние годы начал набирать обороты, в него устремились инвестиции со всего мира, соответственно, в нем создаются десятки тысяч рабочих мест.

Погубить дело ради того, чтобы в страну потоком шли наскоро отремонтированные старые «японцы» или «немцы» – по меньшей мере глупо, считают большинство экспертов.

Кроме того, ожидается, что в пятницу премьер Владимир Путин расскажет, какое решение приняло правительство по финансовой помощи автомобильным заводам. Ожидается, что государство не оставит их без помощи. Но любая финансовая помощь может уйти впустую, если новым автомобилям российской сборки придется конкурировать с подержанными, а потому значительно более дешевыми аналогами из-за рубежа.

Галина Камнева

Взгляд