02.12.2008

Mail.ru растет быстрее рынка

Naspers пересмотрела финансовые показатели популярного интернет-портала России за первое полугодие 2007 года

Фото: Сергей Иванов
1 декабря южноафриканский холдинг Naspers представил уточненные финансовые данные по работе Mail.ru в первые шесть месяцев 2007 года. Выяснилось, что до последних дней приводились завышенные показатели выручки российского портала в обозреваемый период. В результате чего некоторые аналитики поспешили объявить, что в этом году Mail.ru растет хуже рынка. Теперь ошибка исправлена.

Газета «Коммерсант» поспешила опубликовать несколько дней назад заметку, которую начала с сообщения, что популярный интернет-портал России Mail.ru растет на 44% медленнее рынка медийной рекламы.

«В первоначально опубликованных данных не были отражены корректировки, связанные с изменением учетной политики Mail.Ru с 1 января 2008 года» Газета основывалась на отчете владельца 32,6% Mail.ru – холдинга Naspers. Который изначально представил такие данные о выручке за первое полугодие 2007 года и за 6 месяцев этого года: 179 млн южноафриканских рандов и 255 млн рандов.

Исходя из этих цифр, с учетом пересчета из рандов в рубли, газета и сделала вывод, что темп роста выручки— 25%, а значит, Mail.ru растет много хуже рынка.

При этом сотрудники Mail.ru, к которым обращались за комментариями, говорили, что пока они не имеют аудированной отчетности за 2007 год. То есть советовали не оперировать неподтвержденными данными и сами не спешили с выводами.

Но новость о плохих делах в Mail.ru была выпущена.

Теперь Naspers презентовал точные данные. Оказывается, в первом полугодии 2007 года выручка составила не 179, а 138 млн рандов. Выручка за 6 месяцев 2008 года подтверждена – 255 млн рандов. Таким образом, рост выручки составил 85%. А это – выше рынка интернет-рекламы, который в целом, по данным MindShare Interaction, вырос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 73%.

Комментатором в газете «Коммерсант» по поводу «провала» Mail.ru выступал председатель правления IMHO VI (входит в «Видео Интернешнл») Арсен Ревазов.

«Mail.ru вполне может расти сильно хуже рынка, — цитировал «Коммерсантъ» Арсена Ревазова. — Во-первых, они отказались от контракта с нами, который гарантировал им примерно 18 млн долларов выручки в год. Во-вторых, у них не брендовый контент, а в Интернете продается не столько величина аудитории, сколько уважаемый контент».

В понедельник, после выхода новых данных Naspers, газета ВЗГЛЯД связалась с господином Ревазовым и попросила его прокомментировать уточненные цифры.

Арсен Ревазов попросил записать его комментарий строго так, как он его продиктовал: «Вызывает недоумение необходимость в конце 2008 года пересматривать цифры первого полугодия 2007 года».

Другие допущенные им реплики и оценки господин Ревазов попросил в статье не употреблять, что газета ВЗГЛЯД и делает.

На самом деле, странно было бы, если бы серьезная компания и серьезный холдинг не озаботились бы негативной оценкой своей работы, данной в самой авторитетной и самой популярной деловой газете страны. Причем данной на основе неаудированных данных. Цифры за 2007 год, но выводы-то делались по сегодняшнему дню.

Впрочем, ВЗГЛЯД попросил ответить на недоуменный вопрос Ревазова саму компанию Mail.ru.

«Naspers скорректировал показатели за 2007 год по той причине, что в первоначально опубликованных им данных не были отражены корректировки, связанные с изменением учетной политики Mail.Ru с 1 января 2008 года в отношении признания некоторых видов выручки. Что касается изменений показателей EBITDA и рентабельности по ней, то они связаны с определенными, достаточно большими единовременными затратами, имевшими место в первом полугодии 2008 года. Без них маржинальность Mail.Ru осталась бы на прежнем уровне», – сообщила газете ВЗГЛЯД вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова.

Уточненные данные по EBITDA, кстати, показали, что этот показатель увеличился как раз меньше, чем было в первоначальном отчете Naspers. Mail.Ru не скрывает это, подчеркивая, что увеличились расходы на развитие. Но судя по тому, что компания показывает рост выше рынка, это были вполне оправданные расходы.

Дмитрий Муратов

Взгляд