14.11.2008

ФАС штрафует нефтяников

За дорогой бензин придется ответить еще двум нефтяным компаниям, которые не снижают цену за литр топлива до 21 рубля

Фото: Эвелина Гигуль
Две крупнейшие нефтяные компании России – «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» – будут оштрафованы за поддержание высоких цен на топливо. Об этом в четверг заявил глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев. Моторное топливо в России с учетом снижения мировых цен на нефть, по его словам, должно стоить на уровне 21 рубля. И тем компаниям, которые не снизили цены на бензин «вообще ни на копейку», придется ответить уже рублем.

По словам главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игоря Артемьева, вслед за «Газпром нефтью» и ТНК-ВР за поддержание высоких цен на топливо будут оштрафованы две другие крупнейшие нефтяные компании России – «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Об этом он заявил в интервью информационному телеканалу «Вести».

«У нас многое в вопросе снижения цен на бензин зависит не только от нефтяников, но и от налоговой политики государства» Накануне ФАС сообщила о наложении штрафа на ТНК-ВР и «Газпром нефть» за злоупотребление доминирующим положением – по одному миллиарду рублей на каждую компанию.

«Такая же участь ждет «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», – сказал Артемьев.

ФАС осенью признала, что «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть» и ТНК-ВР летом текущего года установили монопольно высокие цены на бензин, дизельное топливо и авиационный керосин и мазут, напоминает РИА «Новости». Ведомство тогда же предписало компаниям прекратить нарушения и занялось расчетом штрафов.

Кроме того, в середине октября ФАС потребовала от восьми нефтяных компаний снизить цены на топливо в связи с падением мировых цен на нефть. Тогда ведомство отмечало, что в ЕС и США с лета стоимость бензина снизилась на 15–20%, а в России она практически не изменилась. В среду ФАС сообщила, что нефтяники предоставляют недостоверные сведения о снижении цен на свою продукцию.

Артемьев заметил, что на Дальнем Востоке цены на топливо практически не снизились. По его словам, ФАС дала поручение всем территориальным органам немедленно возбуждать дела против тех компаний, которые в их регионах не снизили цены на бензин «вообще ни на копейку».

По данным Росстата, на 1 ноября цена бензина в среднем по России составляла чуть больше 22 рублей. При этом в последние два месяца цены на бензин постепенно снижались.

«Цена на нефтепродукты должна быть в части моторного топлива на уровне 21 рубля», – сказал Артемьев. По его словам, с учетом сезонного спада бензин будет столько стоить к концу декабря. Пока цены на моторное топливо снижаются медленно, они остаются на 10–15% выше, чем могли бы быть с учетом падения мировых цен на нефть. Впрочем, Артемьев объяснил это более высокой «налоговой составляющей» в стоимости топлива.

Как рассказал ВЗГЛЯДу аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков, в России налоговая составляющая в цене литра бензина превышает 50%, поэтому цены на топливо не могут резко снижаться вслед за падением нефти. «В США расходы на закупку нефти составляют около 70% в цене литра бензина, поэтому розничные цены на бензин в США уже упали более чем в два раза со своего максимального уровня в июле, что сопоставимо с падением цен на нефть», – пояснил он.

Эксперт добавил, что в США помимо этого еще резко упал спрос на топливо, что также способствует снижению цен на бензин, а в России наблюдается другая картина. «У нас многое в вопросе снижения цен на бензин зависит не только от нефтяников, но и от налоговой политики государства», – подчеркнул Крюков.

Впрочем, этот факт не мешает ФАС грозить нефтяникам новыми штрафами. Помимо нефтяных компаний она будет пристально наблюдать и за российскими хлебозаводами.

«Мы направили проверки на все российские хлебозаводы, они будут тщательно проверяться, – подчеркнул Артемьев. – Цены на хлеб должны падать, а не расти».

В конце октября Артемьев заявлял, что ФАС будет требовать от хлебокомбинатов снижения отпускных цен на свою продукцию вслед за упавшими в 2,5–3 раза ценами на пшеницу, и предупреждал хлебозаводы о грядущих проверках. По прогнозу Российского зернового союза, хлеб в России по итогам 2008 года может подорожать на 30%.

Отметим, что в этот же день министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев провел совещание по вопросу разработки законопроекта «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации».

По его мнению, правительство РФ должно иметь полномочия для регулирования в исключительных ситуациях торговой наценки на продукты питания первой необходимости. Кроме того, в проекте закона должны быть четко определены меры, которые бы исключали доминирование сетевых компаний над производителями и поставщиками продукции. Сегодня «сетевики» развиваются за счет того, что часть доходов отнимают у производителей, уверен министр сельского хозяйства.

Глава ФАС также высказался относительно передачи государством блокирующего пакета акций авиакомпании «Сибирь» «Аэрофлоту». Отметив, что «Аэрофлот» и «Сибирь» часто летают по одним и тем же направлениям, Артемьев сказал, что в данном случае может возникнуть монополия. По его словам, позиция антимонопольного ведомства уже заявлена в адрес Минтранса.

Как сообщалось ранее, Минтранс заявил о том, что поддерживает идею «Аэрофлота» о передаче в его управление госпакета акций (25,5%) ОАО «Авиакомпания «Сибирь».

Наталья Журавлева

Взгляд