24.09.2008

РЖД нашли новые основания для повышения тарифов. Нефтяники собираются протестовать

Принт РЖД Президент ОАО РЖД Владимир Якунин направил в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), Минтранс и другие профильные ведомства свои предложения об изменении тарифной системы, пишет "Коммерсант".

Якунин предлагает объединить невыгодный для госмонополии первый класс социально значимых грузов с прибыльным вторым. В РЖД считают, что система классов, введенная в 1995 году и предназначавшаяся для дотирования убыточных предприятий, изжила себя: производители товаров первого класса давно стали прибыльными, а РЖД, по собственным оценкам, субсидирование перевозок их продукции обходится до 100 миллиардов рублей ежегодно.

В предложениях РЖД отмечается, что одномоментный перевод грузов первого класса во второй вызовет резкий рост тарифа (более чем на 50%). Поэтому РЖД не требует объединять тарифные классы прямо сейчас, а начать с дополнительной дифференцированной индексации по отдельным группам грузов. Конкретных размеров повышения в госмонополии не называют, но, по словам знакомого с предложениями профильного чиновника, тарифы для угля и железной руды ОАО РЖД предлагает повысить на 5-7%, кокса и зерна - на 7-10%, бензина и дизельного топлива - на 10-13%, цемента - на 15% и более. При такой индексации, по мнению специалистов РЖД, транспортная составляющая в конечной цене товаров при железнодорожной перевозке возрастет незначительно - на 0,6-1,2 процента.

"Решение об унификации тарифных классов требует самой глубокой оценки с точки зрения экономических последствий для страны",- сказал "Коммерсанту" заместитель главы ФСТ Виталий Евдокименко. В Минтрансе сказали, что ведомство "в целом не против" предложений ОАО РЖД, но решение должно приниматься "с учетом социально-экономических последствий".

"Мы считаем предложения РЖД совершенно неоправданными. За этот год тариф РЖД и так не раз индексировался и уже вырос больше чем на 20%",- говорит заместитель гендиректора Международной зерновой компании (дочерняя компания Glencore) Алексей Расницов. Повышение, особенно в условиях резкого падения цен на зерно на внешнем рынке, сильно ударит по экспортерам, которые переложат рост издержек на сельхозпроизводителей. Неоправданной считает индексацию и вице-президент "Роснефти" Игорь Ромашов: "Это нанесет удар по всей отрасли". Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов на прошлой неделе говорил, что компания обратится в правительство с просьбой о снижении транспортных тарифов, в том числе и РЖД.