08.08.2008

Издательский бизнес объявил войну контрафакции

ИД "Эдипресс-Конлига" будет защищать свои права в суде

Проблема контрафакции постепенно переходит в издательский бизнес, еще раз убеждая в том, что нарушители закона теперь не ищут легких путей. Издательский дом "Эдипресс-Конлига" готовит иск к ряду региональных изданий о неоднократном нарушении ими авторских прав. Если дело будет выиграно, в России будет создан важный прецедент. Кроме того, компенсация (без возмещения ущерба) за нарушение может составить 5 миллионов рублей. Однако пока контрафактное издание будут лишать лицензии, злоумышленники могут найти тысячу и один способ продолжить свой бизнес.

Обнаружив возможность безнаказанно производить продукцию, перепечатанную с нарушением авторских прав, на прилавках региональных изданий начали появляться газеты и журналы, полностью повторяющие контент журналов крупнейших издательских домов. "С этой проблемой мы столкнулись практически сразу, когда начали работать. Тогда рынок был менее организованный и, на тот момент, каких-то законодательных механизмов борьбы с контрафакцией было не так много, поэтому на это не слишком обращали внимание", - рассказывает Sostav.ru генеральный директор крупного издательского дома.

В первую очередь проблема контрафакции коснулось журналов по вязанию: в них представлен практический контент, который имеет "долгоиграющую" природу. Нарушители сканировали конкретные модели и выкладывали их у себя на сайтах, посвященных женской тематике. Как объясняет директор по связям с общественностью ИД "Эдипресс-Конлига" Изабелла Савичева: "Наш отдел регулярно отслеживает такие сайты. Сотрудники обращаются к провайдерам с фактом, что на этих сайтах размещается ворованный контент и провайдеры закрывают эти сайты".

Сложнее с печатной продукцией. Казалось бы, здесь ситуация более понятная, ведь в интернете факт воровства тяжело зафиксировать: надо нотариально заверить страницу, потому что через 3 секунды эта страница может исчезнуть или может исчезнуть данный контент. Но на практике все обстоит иначе. "Процедура, связанная с приостановкой свидетельства о регистрации СМИ в Агентстве печати по массовым коммуникациям, казалось бы, самая простая, - продолжает Изабелла Савичева. - Но вот пример из нашей практики, когда мы регистрировали журнал "Самая". Кто-то ранее зарегистрировал название "Самая", журнал не выходил, фирмы такой уже нет, она ликвидировалась, издателя также не существовало, а мы ждали в течение полутора лет пока будет произведена официальная процедура по аннуляции регистрации, которая никогда не использовалась".

Относительно убытков, генеральный директор ИД "Эдипресс-Кондига" Максим Зимин отмечает, что в первую очередь наносится вред репутации издания. "Региональные издания, содержащие контрафактный контент, можно купить как в регионах, так и в Москве. Если говорить о материальном уроне, то это существенные деньги. Речь может идти о миллионах рублей в год для одной компании", - говорит он. В ближайшее время юристы компании "Эдипресс-Конлига" будут готовить иски в суд. Скорее всего, претензии будут адресованы самым злостным нарушителям - изданиям из города Дзержинска Нижегородской области.

Руководитель юридического отдела компании "Усков и Партнеры" Михаил Родионов считает, что сумма компенсации в арбитражном производстве может составить до 5 миллионов рублей за каждый отдельный эпизод. "В данном случае будет оцениваться тираж издания, который осуществил контрафакцию, количество нарушений, ответ на просьбу о прекращении нарушения", - поясняет эксперт. По его словам, сторона, понесшая убытки может воспользоваться тремя способами защиты своих прав: с помощью гражданско-правового, административного и уголовного законодательства.

Кроме того, за неоднократное нарушение авторских прав контрафактное СМИ можно лишить лицензии. В этом вопросе Михаил Родионов соглашается с позицией издательских домов: дело может затянуться надолго.

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru