07.08.2008

Виртуальный брак. Россияне недовольны работой интернет-магазинов, но защищать свои права не спешат

Любопытный судебный процесс завершился на днях в столице. Москвич Андрей Кульчицкий сумел выиграть дело против интернет-магазина, отказавшегося принимать бракованный товар. С недобросовестной работой виртуальных маркетов хотя бы раз сталкивался, по неофициальным данным, каждый второй пользователь Сети. Однако связываться с «заочными» продавцами до сих пор никто не рисковал.

В середине марта москвич Андрей Кульчицкий приобрел в интернет-магазине видеоплеер. Когда он подключил технику, выяснился существенный недостаток покупки: кнопки, отвечающие за выбор видеофайлов, не работали. По правилам продажи товара дистанционным способом мужчина имел полное право вернуть товар в течение недели без объяснения причин, что он и вознамерился сделать со спокойной душой. Однако сотрудники магазина возврат оформлять отказались. Андрей послал в компанию претензию, а в компании послали его самого. Тогда г-н Кульчицкий подал на магазин в суд, который в конце июня признал его правоту и постановил выплатить истцу стоимость видеоплеера и 2 тыс. рублей в качестве компенсации за моральный ущерб.

Купил, включил, не работает – с этой печальной последовательностью знакомы многие покупатели интернет-магазинов, говорят эксперты. «Это связано со спецификой дистанционной торговли, – рассказал «НИ» председатель правления Конфедерации обществ прав потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Покупатель не может проверить качество товара, поскольку руководствуется только картинкой на сайте и указанными характеристиками».

При этом бракованный товар в виртуальных магазинах соглашаются менять крайне редко, а если все же соглашаются, то на «особых» условиях. «В одном интернет-магазине я столкнулся с любопытной вещью, – сообщил «НИ» Андрей Кульчицкий. – Товар можно купить, но с 3% наценкой. Она берется за услугу, которую магазин и так обязан предоставлять, причем бесплатно: обмен бракованного товара. Без этой услуги товар приобрести нельзя. 3% не возвращаются в любом случае, поскольку уплачены не за товар, а за услугу. И ничего, контору никто закрывать не спешит».

Увы, это далеко не все претензии к интернет-магазинам. Россияне уже давно смирились с такими «невинными» недочетами, как безответственные курьеры, теряющиеся во времени и пространстве, а также невнимательные комплектовщики. «В прошлом году я заказывала книгу через интернет-магазин, – рассказала «НИ» студентка Анастасия Рыкова. – Поскольку компания, как я знала, может доставлять товар неделями, я оформила самовывоз. Пришла на склад, сразу же распечатала пакет, и выяснилось, что мне хотели отдать совершенно другую книгу! Хорошо, что сразу все выяснилось, жаль только, что я полдня потратила на поездку».

Анастасии повезло куда больше, чем инженеру из Санкт-Петербурга Никите Рыбакову, который решил купить через интернет-магазин ЖК-монитор своей мечты. Мужчина перевел 700 евро на счет продавцов и стал ждать доставки. После этого сотрудники интернет-магазина неделю уверяли мужчину, что «нужная модель внезапно исчезла, но завтра ее подвезут», а потом и вовсе перестали подходить к телефону.

Никита, в отличие от Андрея Кульчицкого, не счел нужным обращаться в суд. Ведь наказать виновных очень не просто. «Теоретически уровень защиты потребителя в сфере дистанционной торговли выше, чем в обычной, – пояснил «НИ» Дмитрий Янин. – Но практически большинство сайтов обезличено. И поймать, и доказать вину недобросовестных виртуальных торговцев намного сложнее, чем в случае с обычными торговыми точками».

Часто на сайтах не указывается адрес компании, а если и указывается, то неверный. Кроме того, небольшие интернет-магазины сразу после решения суда могут сменить «адреса, пароли, явки» или просто забаррикадироваться в своем офисе. С таким препятствием столкнулся и наш герой – Андрей Кульчицкий. «Решение суда я магазину выслал, но там его проигнорировали, – рассказал «НИ» г-н Кульчицкий. – Лично разбираться не получается: контора находится на охраняемой территории, то есть без пропуска туда не пройти. Пропуск, понятное дело, выписывать они не собираются. Посмотрим, удастся ли решить вопрос судебным приставам, сегодня отдам им все документы».

Юристы, тем не менее, надеются, что Андрею все же удастся найти управу на недобросовестных продавцов. Тогда его пример послужит и образцом поведения для других обманутых покупателей, и уроком виртуальным нарушителям.// АННА СЕМЕНОВА

Новые Известия