08.07.2008

Высокотехнологичные выборы. Обзор рекламных кампаний кандидатов в президенты США

Президентские выборы в США - это многосерийное, захватывающее действо, ареной для которого служит весь мир. В течение полутора лет главные герои этой саги срывают голоса на дебатах, поливают грязью оппонентов, путешествуют по самым отдаленным территориям страны и своим примером показывают, как должен выглядеть Главный человек Соединенных Штатов Америки. Выборы в Америке - это что-то сродни реалити-шоу. Каждый день кандидаты доказывают, что только они знают как сделать свой народ счастливым, они делают это под прицелом сотен кинокамер и миллионов пристальных взглядов, они срываются, нервничают и забывают слова, ошибаются, извиняются, но не останавливаются ни перед чем, чтобы достигнуть конечной цели - въехать в Белый Дом на правах хозяина. Американский народ невероятно сильно вовлечен в эту историю. Естественно, что события подобного масштаба в любой стране мира вызывают интерес масс, однако именно в Америке выборы стали чем-то вроде остросюжетного блокбастера, который смотрит весь мир. Сюжет его не прописан сценаристом, а определяется настроением людей, которые выбирают первого и самого важного представителя своих интересов.

Выборы в США являются долгим и сложным процессом. Система, по которой определяется достойнеший кандидат, была создана еще при Джефферсоне. Она достаточно сложна, и человеку специально не интересующемуся политикой, может показаться очень запутанной и неоднозначной. Здесь действует система выборщиков, выборы проходят в два этапа, сленг журналистов освещающих эту гонку пестрит терминами вроде «праймериз», «супер вторник», «кокусы», а превосходящее количество голосов вовсе не гарантирует победу (в 2000-м году Альберт Гор набрал на 600 тысяч голосов больше, однако выборщиков больше получил Буш, что и сделало его Президентом). Впрочем, обсуждение достоинств и недостатков политического механизма выборов в Америке не являются целью данного материала. Месяц назад закончился первый этап выборов в США, и определились кандидаты от партий, которые и будут бороться за резиденцию в Овальном кабинете. Это показалось нам хорошим поводом, чтобы осветить предвыборные материалы и посмотреть через призму, пусть и небольшого, но времени на действенность данных рекламных сообщений.

Несмотря на то, что число политиков, изначально претендовавших на пост главы Белого Дома, было весьма велико и переваливало за пятнадцать человек, внимание масс сконцентрировалось на трех кандидатах: двух представителях Демократической партии США - Бараке Обаме и Хиллари Клинтон, и выдвиженца от республиканской партии - Джона Маккейна. В этом обзоре мы публикуем предвыборные ролики этих кандидатов, а также споты, созданные приверженцами идей этих политиков, вирусные ролики, партизанскую рекламу и пародии на этот креатив.

Барак Обама

 Барак Обама похоже является первым афроамериканцем, столь близко подошедшим к президентскому статусу. Общественный деятель, начавший свою карьеру в благотворительных организациях, Обама стал символом либеральных свобод и толерантности. Великолепный оратор, образцовый блогер, любимец молодежи и, в частности, девушек, Обама вначале первого этапа выглядел куда менее уверенно, чем его оппонент от демократической партии Хиллари Клинтон. Однако его образ, поддерживаемый знаменитыми певцами, модельерами, известными людьми и самыми обычными блогерами стал настолько полным, цельным и ясным, что бывшая первая леди была повержена. Теперь у Барака только один реальный соперник - Джон Маккейн.
Итак, чем же очаровал Обама американских избирателей, почему именно за него они решили отдать свои голоса?

Телевизионные ролики кандидата выполнены в хрестоматийной стилистике политической рекламы, в них Барак рассказывает о себе, о своей жизни, о том, как он видит ситуацию в стране и что он собирается в ней менять. В роликах появляются военные, деятели искусства и другие персонажи, уверенные, что Обама сильный лидер, в котором нуждается американский народ.

Немало очков принесли Обаме схожие политические взгляды участника группы Black Eyed Peas, рэппера Will.I.Am, снявшегося в клипе "Yes We Can", где он выразил «респект» политике, проводимой Обамой. Этот спот был просмотрен с YouTube более восьми миллионов раз. Впоследствии тема этого видео легла в основу саркастического спота «No you can`t», направленного против линии, проводимой политикой Маккейна.

Также темнокожего президента поддержали и другие celebrities - муж Эрики Баду (Erikah Badu) рэппер Common и легендарный Стиви Вандер (Stevie Wonder).

Одним из самых популярных на YouTube роликов, обыгрывающих отношения Обамы и Клинтон, стал вирус Umbrella, в котором они предстают в качестве исполнителей главного хита прошлого года певицы Рианы (Riannah).

Противостояние Хиллари и Обамы временами выглядело как настоящая война. Обличающие споты, в которых эти двое поливают друг друга грязью, смотрятся достаточно странно, если принять во внимание то, что, в общем, они борются за одно дело и представляют единую политическую силу - Демократическую партию США. Впрочем, подобные видео, как правило, являлись продуктом, произведенным фанатами Обамы, а сам он всегда отрицал непосредственное участие в них. Так, например, неизвестными в YouTube была запущена «кавер-версия» рекламного спота компании Apple, в котором изображена сцена из романа Джорджа Оруэлла «1984», однако вместо Большого Брата на экране появляется Хилари Клинтон. Также можно вспомнить деятельность знаменитой Obama Girl, которая принесла немало популярности этому «сексуальному кандидату» и подпортила образ его «первой леди».

Сайты: http://www.barackobama.com/http://www.votehope2008.org/

Хиллари Клинтон

Хиллари Клинтон - юрист, сенатор, бывшая первая леди, простившая измену мужа. Это самые общие сведения о миссис Клинтон. Изначально, когда ее предвыборная кампания только начиналась, большинство аналитиков, говоря о выдвиженце от Демократической партии, без сомнений пророчили ей победу над Обамой. Но сейчас это уже не так, 5 июня Клинтон выбыла из гонки и открыто поддержала Обаму вместе со своим мужем Биллом Клинтоном. Теперь она может рассчитывать только на пост вице-президента.

 

Телевизионная рекламная кампания Клинтон с самого начала не очень отличалась от кампании Обамы. Это все те же ролики о жизни в США, о становлении, о силе американского народа и вере в Бога. Обильные выражения благодарностей потенциальным избирателям и обещание сделать жизнь лучше - вот основные приемы Хиллари.

Наверное, было бы странно, если бы бывшая первая леди не привлекла в свою предвыборную кампанию мужа и экс-президента Америки Билла Клинтона.

Весьма закономерно выглядит появление знаменитостей в кампании Хиллари, правда, список этот не столь обширен как, к примеру, у Обамы. Поддержать Клинтон вызвался легендарный голливудский актер Джек Николсон.

А в придачу к этому активные американские избиратели запустили в сеть ролик, в котором Обама и Клинтон соревнуются в мастерстве танцевать брейкданс. Победила Хиллари.

Сайт: www.hillaryclinton.com

Джон МакКейн

 Джон Маккейн герой вьетнамской войны, проведший в плену у врага 6 лет. Вьетнамцы предлагали ему досрочное освобождение - в виде исключения, из-за высокого положения отца, но Маккейн отказался. Впоследствии эта история легла в основу его популярности на родине. На этой же истории строится и его предвыборная кампания. В его спотах много архивных съемок, органично смотрится демонстрация военной мощи США и высоких технологий.

 

 

Это объясняется тем, что Маккейн выступает за свободное ношение оружия и в известной степени поддерживает политику Буша в Ираке. При всем при этом Маккейну не чужды простые человеческие чувства, он появляется в роликах с мамой и с женой. А в одном из спотов он примерил на себя роль Черчилля.

Своим главным врагом Маккейн видит Барака Обаму, нападки в адрес демократа выполнены с особым ерничеством. Причем делается это с незаурядной креативностью: используются образы злодеев из фильмов, ставятся под сомнение идеалы Обамы и тому подобное.

Споты Маккейна даже переводились на другие языки, чтобы привлечь внимание эмигрантов и людей, недавно приехавших в США.

Консерваторы тоже любят посмеяться, этот вывод можно сделать, если зайти на YouTube-канал Маккейна, где среди 215 роликов, посвященных кандидату, есть спот, в котором вместо него присутствует капитан McBain, второстепенный глуповатый персонаж мульт-сериала The Simpsons.

И кстати, не у одного Обамы есть влюбленные поклонницы, вроде Obama Girl; Маккейн тоже может похвастаться армией преданных фанаток. Только нужно сделать поправку на возраст (ему сейчас 71 год), и мы получим образ почитательниц его политического курса - веселых толстушек, одетых по моде провинциальных официанток штата Техас.


Современные политики продвигают себя современно. У всех кандидатов на пост Президента США есть свои каналы на YouTube, сайты с обширными материалами их деятельности, он-лайн магазины одежды с символикой кандидата и совсем не низкими ценами, аккаунты на популярнейших социальных сетях, вроде My Space, Flicr и Face Book. Ставка на молодежную аудиторию приобретает глобальный характер, в этом году впервые политическая реклама попадет на канал MTV. Процесс выбора президента, по крайней мере в США, становится невероятно динамичным, стремительным, захватывающим и приобретает развлекательный характер, что не мешает ему, одновременно с этим, оставаться основополагающим гражданским долгом каждого жителя Соединенных Штатов Америки.


Иван Дубков, Sostav.ru

Иван Дубков, Sostav.ru