18.06.2008

«Ростелеком» поделится с банками данными о должниках

 
У банков, занимающихся розничным кредитованием, вскоре появится дополнительная возможность оценки качества потенциальных заемщиков. Они получат доступ к информации о россиянах, которые не оплачивают вовремя телефонные счета за "межгород". Таким образом, по подсчетам экспертов, некредитоспособных граждан на основании этих данных станет на более чем 2 миллиона человек больше.

До сих пор бюро кредитных историй (БКИ) собирало сведения лишь о неплатежах за сотовую связь. Так, у Национального кредитного бюро (НКБ) есть "Система мониторинга просроченной дебиторской задолженности и противодействия мошенничеству "D-Telecom". Она содержит информацию о более чем 2 миллионах абонентов МТС, "Билайн" и "Мегафона".

В ближайшее время БКИ узнают подноготную и абонентов обычных, стационарных телефонов. НКБ уже подписало соглашения об этом с компаниями "Голден Телеком" и "Транстелеком", утверждает "Коммерсант".

Кредитные риски банков при этом снизятся. О чем говорит телефонная задолженность? Либо потенциальный клиент неплатежеспособен, либо не считает нужным платить вовремя. А число "телефонизированных" россиян превышает количество всех заемщиков - 100 миллионов против 70 миллионов человек.

Связисты тоже не прогадают от новшества. "Мы могли уменьшать кредитные лимиты или объем трафика для сомнительных клиентов. Но много случаев, когда компания, сильно задолжав, отказывается платить, разрывает договор с оператором и переходит к другому", - говорит директор по контролю за обеспечением доходности "Голден Телекома" Роман Капля, комментируя выгоды новых договоренностей.

"Голден Телеком" обслуживает в основном корпоративных клиентов. Однако оператор уже получил коды для дальней связи и будет предоставлять услуги "межгорода". Чтобы не остаться в накладе, компания планирует обмениваться с БКИ информацией, касающейся абонентов - физических лиц.

Но основной интерес для банкиров представляет "Ростелеком". В его абонентской базе числится 40 миллионов россиян. Компания пока не получала от БКИ аналогичных предложений, но и не исключает сотрудничества. "Конечно, часто мы не можем отказать клиенту в услуге, но информация о его кредитной истории позволит заблаговременно начать работать с должниками. А данные о наших неплательщиках были бы полезны банкам", - пояснил "Коммерсанту" директор по связям с общественностью и инвесторами "Ростелекома" Антон Клименко.

Главный риск такого "бартера": персональные и почти интимные данные абонентов могут уйти "налево". Поэтому, полагают эксперты, процедура обмена информацией должна быть четко прописана в законах.