21.05.2008

Экономику не кантовать. Европа считает нашу модель роста хрупкой

Накопившиеся проблемы указывают на «хрупкую модель» экономического роста в России, заявил вчера глава представительства Еврокомиссии в РФ Марк Франко. Наши слабые места, по его мнению – это недостаток иностранных инвестиций и неважный имидж страны в глазах мирового бизнес-сообщества. При этом особую тревогу вызывает коррупция. Отечественные эксперты такой оценки не оспаривают.

Представитель Еврокомиссии считает, что, несмотря на значительный рост прямых иностранных инвестиций в Россию, их абсолютный размер оставляет желать лучшего. «Сейчас прямые иностранные инвестиции составляют 4,6% ВВП, но могли бы быть и больше», – сказал он. При этом Марк Франко отметил, что основной объем денег идет в торговлю, строительство, сырьевые сектора, то есть «не в те отрасли, которые сделали бы Россию высокотехнологичной страной».

Мнение Еврокомиссии полностью разделяет научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. «На каждом этапе развития экономики страны существует свой уровень и характер инвестиций. Мы сейчас находимся в той фазе, когда неразвитость институтов, защищающих вложения инвесторов, заставляют последних вкладывать капитал в те отрасли экономики, где он быстро оборачивается. Это как раз торговля, строительство и сырье», – заявил «НИ» ученый. Он полагает, что для перехода к следующей фазе развития и улучшения инвестиционной привлекательности необходимо сделать бизнес прозрачным и законопослушным: «Если деловой климат в стране улучшается, то тогда и для инвесторов появляется резон вкладывать деньги в другие отрасли, например, высокотехнологичные, где сроки получения отдачи от вложений гораздо больше», – отметил эксперт.

К тому же многих зарубежных инвесторов пугает коррупционный имидж российской экономики. «Существуют неподтвержденные свидетельства, основанные исключительно на моем общении с бизнесом, того, что ухудшается ситуация в России с коррупцией», – отметил вчера Марк Франко. Директор Центра антикоррупционных исследований Transparency International – Россия Елена Панфилова наблюдения европейского чиновника считает верными. По ее оценке, коррупция в стране разрослась до масштаба государственной проблемы. «Для бизнесменов проблема состоит в том, что договоренности, достигнутые коррупционным путем, ненадежны. Подобные договоры не подписываются на бумаге, и предъявить потом какие-либо претензии крайне сложно. Для бизнеса это риск, который ему приходится закладывать в статью дополнительных расходов», – поясняет эксперт.

По мнению Елены Панфиловой, недавнее решение президента создать и лично возглавить Совет по противодействию коррупции – явление положительное, но пока ничего не решающее. «Важно посмотреть, каков будет обещанный советом план борьбы с коррупцией. Если он будет достаточно реалистичен и применим к российской ситуации, если там будут прописаны конкретные меры и кто за них отвечает, тогда надежда есть. Но шансы на успешное завершение крестового похода против коррупции составляют 50 на 50», – считает она.

По словам Марка Франко, нерешенность этих проблем показывает, «насколько хрупка модель экономического роста» в РФ. Он признает: у России наблюдается ряд хороших экономических показателей, но «невысокий уровень прямых иностранных инвестиций и ситуация с коррупцией показывают, что если что-то пойдет не так, то машина экономического роста может остановиться и даже пойти в обратном направлении».

«Ситуация действительно нестабильна, и экономический рост может затормозиться», – соглашается Евгений Ясин. – Экономика страны не диверсифицирована, и любое нефтяное или газовое потрясение нанесет ей серьезный удар». Среди факторов, способных затормозить рост, ученый также назвал падение курса рубля, резкое увеличение потребительского спроса, особенно на импортные товары, что сделает платежный баланс нашей страны отрицательным, и какие-либо серьезные ошибки со стороны правительства «Если правительство, например, резко увеличит объем госрасходов, то последует взлет инфляции до 20%, который серьезно ударит по нашей экономике», – предупреждает специалист. // МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Новые Известия