20.11.2007

Мировой туризм стал более медленным, экологичным и мобильным, однако предпочтения россиян остаются пока прежними

Исследовательская компания Euromonitor International, опубликовавшая доклад о главных трендах мировой туристической индустрии, заметила, что туристы из Западной Европы предпочитают в последнее время всем другим видам отдыха неспешные путешествия - slow travel ("неспешное, неторопливое движение"). Совершая туры по сельской местности или небольшим городам на видах транспорта, которые наносят меньший вред окружающей среде, путешественники из Западной Европы любят останавливаться в небольших гостиницах, частных домах или квартирах, взятых в аренду, и совершать пешие или пешеходные прогулки, наслаждаясь местной природой и чистым воздухом на безопасном расстоянии от переполненных городов и толп организованных туристов, - пишет "Коммерсант".

В докладе отмечается, что приверженцы такого вида отдыха хотят таким образом стать ближе к природе. Правда, немцы и австрийцы озабочены еще и тем, чтобы нанести наименьший вред окружающей среде, поэтому предпочитают совершать путешествия на наиболее экологически чистых видах транспорта - электропоездах. В одной из разновидностей такого туризма является агротуризм - путешествие по сельской местности. Большой популярностью пользуются фермы в Италии, Германии, Франции, Великобритании, странах Балтии. Так, например, в Италии в 2006 году агротуристы прожили 10 миллионов суток, в Латвии уже на 140 фермах можно забронировать проживание с ночевкой и завтраком (bed & breakfast), в Литве доходы от агротуризма составляют около 30-40% от всех доходов, получаемых в данной сельской местности. В интернете есть уже много сайтов, посвященных slow travel, где можно обменяться впечатлениями от "медленных" поездок, найти единомышленников.

Euromonitor International прогнозирует, что индустрия неспешного туризма в ближайшие пять лет будет ежегодно расти на 10% и в скором времени составит серьезную конкуренцию пляжному и экскурсионному туризму. То, что популярность slow travel будет стимулировать развитие рынка сдачи внаем частных квартир и домов в сельской местности, оживит местную экономику. Выиграют также и компании, сдающие напрокат автомобили. Рост спроса на услуги прокатных компаний даст компаниям возможность использовать дополнительные средства на закупку более новых и экологичных моделей, например гибридных или биотопливных.

Газета предполагает также, что если авиакомпании начнут прокладывать маршруты в наиболее популярные для slow travel места, а гостиницы будут строить небольшие и уютные отели в сельской местности, есть шанс, что и они смогут воспользоваться плодами набирающего популярность неспешного туризма.

Исследователи заметили также, что азиатская туриндустрия, в свою очередь, становится все более "мобильной". Низкие цены на мобильную связь и высокий уровень мобильного проникновения дают возможность туристам активно использовать мобильную связь, чтобы делиться друг с другом впечатлениями от поездок и мобильные блоги, дающие возможность размещать и просматривать с мобильных устройств фотографии и видео. В качестве примера эксперты Euromonitor International приводят сингапурский моблог www.moblog.com.sg, популярность которого растет взрывными темпами. А Азиатско-Тихоокеанский регион стал крупнейшим в мире по числу мобильных абонентов, объединив 955 миллионов человек. В ближайшие пять лет Euromonitor International прогнозирует рост числа абонентов еще на 200%. Наиболее высокий уровень проникновения связи сейчас в Гонконге, Сингапуре и на Тайване - 124, 103 и 102% соответственно. Но и это еще не предел: до 2009 года в этих странах ожидается дальнейший рост проникновения мобильной связи, на 3-4% в год соответственно.
Бизнес мобильного интернета стали активно развивать в Азии крупные компании, заметившие эту тенденцию. Филиппинские авиакомпании Cebu Air и Philippine Airlines уже предоставляют услугу покупки авиабилетов при помощи SMS. Австралийский онлайн-туроператор zuji.com, чьи подразделения также работают в Сингапуре, Гонконге, на Тайване и в Южной Корее, посредством SMS-рассылок сообщает своим клиентам о начале продаж тех или иных туров. На прошлой неделе интернет-компания Yahoo! подписала с девятью крупными азиатскими телекоммуникационными компаниями соглашение. Контракт позволит сотовым абонентам индийских Aircel, BPL Mobile и Bharat Sanchar Nigam, малайзийской DiGi Telecommunications, индонезийских PT Excelcomindo Pratama, PT Hutchison CP Telecom и PT Indosat, гонконгской PCCW Mobile и сингапурской Starhub пользоваться мобильным интернет-поиском от Yahoo! под названием oneSearch. Несколько месяцев назад, в июне, Yahoo! заключила аналогичное соглашение с шестью азиатскими мобильными операторами, чьими услугами пользуется в общей сложности 100 млн человек,- филиппинской Globe Telecom, индийской Idea Cellular, корейской LG Telecom, малайзийской Maxis Communications Berhad, индонезийской PT Telekomunikasi Selular, гонконгской SmarTone-Vodafone и тайваньской Taiwan Mobile, - подчеркивает "Коммерсант".

Однако наши соотечественники, как и семь лет назад, предпочитают организованный отдых, а также отдых на собственной даче - 57,3% и 35,4% россиян соответственно. 51,2% россиян соглашается с утверждением: "во время отпуска я хочу есть, пить и лежать на солнце". Этот тезис подтверждают и самые популярные туристические направления как внутри России, так и за ее пределами. Лидером среди отечественных курортов является Черноморское побережье Кавказа: его в этом году выбрали 11,5% всех отдыхавших на территории страны. Базы отдыха и туркомплексы в Поволжье заинтересовали 9,4% россиян. Среди зарубежных направлений наибольшим спросом пользуются пляжные Турция (15,5% всех заграничных турпоездок) и Египет (14,6%). Экскурсионные Финляндию, Германию и Францию выбрали 8,1, 7,9 и 5,1% туристов.

Подавляющая часть россиян предпочитает отдыхать в своей стране. По оценке руководителя Федерального агентства по туризму Владимира Стржалковского, в 2007 году число турпоездок по стране достигнет 26-27 миллионов. За границу с туристическими целями, согласно данным Росстата, граждане России выезжали за девять месяцев 2007 года 6,92 миллиона раз, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2006 года. Правда, результаты исследования TGI-Russia свидетельствуют, что число россиян, отдыхающих за границей, за последний год выросло незначительно. В 2006 году таковых было 3,2% от всех жителей страны, в этом - 3,9%. Однако за семь лет турпоток за рубеж вырос в несколько раз. В 2000 году купить тур в другую страну могли себе позволить лишь 1,2% соотечественников. При этом большинство наших туристов сегодня может позволить себе отдых за границей всего раз в год. Одну поездку за год в 2007 году совершили 68,7%, две - 18,6%, три-четыре - всего 6,9%, пять и более - 5,8% россиян, - пишет "Коммерсант", ссылаясь на данные КОМКОН.