25.10.2007

Удержать марку. В России растет доля дорогих автомобилей

С начала года в России было продано более 75 тыс. автомобилей премиум-марок.

Рост продаж составил 83,5%, при этом весь рынок иномарок вырос только на 65%.

По мнению экспертов, в будущем доля машин премиуммарок будет увеличиваться.

Несмотря на бурный рост продаж, между лидерами сегмента не прекращается жесткая конкуренция. Чтобы увеличивать продажи, представители премиум-брэндов борются за каждого клиента.

Премиум-класс для чиновников В Советском Союзе автомобили премиум-класса выпускались исключительно для чиновников. Это были легковые машины ЗИЛ и "Чайка". Однако 1990-х иномарки очень быстро вытеснили устаревшую российскую продукцию. Производство "Чаек" было прекращено, им на замену должен был прийти автомобиль ГАЗ-3105, однако заводу удалось построить лишь несколько партий таких машин. На ЗИЛе последние представительские автомобили собрали в начале текущего десятилетия.

Первыми иностранной премиум-маркой, продажи которой начались в России, стала шведская Volvo. Однако уже к середине 1990-х годов ее доля на рынке значительно сократилась за счет прихода в Россию немецкой "большой двойки": Mercedes-Benz и BMW. До конца 1990-х именно эти марки были абсолютными лидерами рынка, чуть позже к ним присоединилась Audi.

Видя успехи продаж немецких машин, несколько лет назад на российский рынок пришли японские премиумбрэнды. Первым стал Lexus, принадлежащий концерну Toyota, а в конце прошлого года в России стартовали продажи автомобилей Infiniti - люксового подразделения Nissan.

Причем для Infiniti Россия стала первым рынком за пределами Северной Америки - в Европе продажи японского брэнда стартуют позднее.

В последние годы лидерство в сегменте премиум вернула себе компания Volvo. По словам представителя одного из дилеров марки, компания постоянно объявляет маркетинговые акции, например, делая скидки на различное дополнительное оборудование, что позитивно сказывается на продажах.

Плата за индивидуальность Сейчас под премиум-брэндами выпускаются автомобили практически всех классов, начиная от B и заканчивая F, а также тяжелые внедорожники. Основные отличия автомобилей премиум-брэндов от "народных" аналогов, разумеется, заключаютсяв уровне их оснащения и динамических характеристиках автомобилей, а также в цене. Кроме того, для автосалонов премиум-брэндов характерен повышенный уровень сервиса. "Дилерские предприятия, которые занимаются продажами автомобилей премиумсегмента, отличает индивидуальный подход к клиенту, широкие возможности производства автомобиля на заказ в выбранной комплектации. Этим клиенты активно пользуются",- говорит представитель "Даймлер-Крайслер автомобили Рус" Елена Дивакова. По словам эксперта по автопрому Ernst & Young Ивана Бончева, чем выше класс автомобиля, тем больше у клиента возможностей заказать машину "под себя".

Стандартных комплектаций в этом классе не бывает, отмечает эксперт. "Если производители массовых автомобилей имеют достаточно обобщенное представление о своем клиенте (не знают его имени, рода деятельности, увлечений, интересов), то производители автомобилей премиум-класса знают клиента очень хорошо",- отмечают в компании BMW.

Если в сегменте недорогих иномарок наблюдается ценовая конкуренция, то для премиумкласса вопрос цены второстепенен, считает Иван Бончев. По его словам, для успешных продаж автомобилей в премиумсегменте гораздо большее значение имеет имидж марки.

Например, Mercedes обладает имиджем статусного автомобиля, который выбирают чиновники и топ-менеджеры для деловых поездок, а автомобили BMW, напротив, имеют спортивный имидж и их покупают для личного пользования.

Как правило, клиенты покупающие дорогие автомобили, делают это не на последние деньги, считает аналитик Rye Man & Gor Securities Илья Фролов. С этим связано то, что покупатели машин премиуммарок реже берут кредит на машины, чем владельцы бюджетных иномарок.

Вопрос стоимости автомобиля более важен для корпоративных клиентов, отмечает аналитик "Брокеркредитсервиса" Севастьян Козицын. По его словам, сейчас компании все чаще выбирают для своих сотрудников не дорогие немецкие седаны, а более доступные и практичные японские машины. При этом в качестве личного автомобиля клиенты по-прежнему предпочитают модели немецкой "большой тройки", полагает эксперт.

Особо можно выделить группу автомобилей стоимостью выше$200 тыс. Это спортивные модели, а также седаны таких марок, как Rolls-Royce, Bentley и Maybach. Сейчас в России официально представлены практически все эти марки. Последней на российский рынок вышла Bugatti, дилером которой стала компания Mercury. Квота для российского рынка на ближайшие три года составит десять машин Veyron стоимостью €1,6 млн каждая.

Это не так мало, учитывая, что всего компания планирует выпустить 300 суперкаров.

Несмотря на немалую стоимость таких машин, клиентам приходится ждать их по несколько лет. Сегодня в России спрос на автомобили Ferrari такой, что итальянская компания не может его удовлетворить. Из-за долгих сроков ожидания новых машин в России в пос леднее время выросли продажи подержанных суперкаров и представительских седанов, отмечает Севастьян Козицын.

По словам аналитиков, продавать автомобили премиумсегмента выгоднее, чем бюджетные иномарки. Маржа, которую получают российское представительство и дилер, в этом сегменте значительно больше, считает Илья Фролов.

Кроме того, обслуживание машин премиум-марок дороже, чем сервис недорогих автомобилей, поэтому дилеры стремятся получить в свои портфели побольше премиум-брэндов, отмечает Иван Бончев.

Регионы подождут Сейчас большинство автомобилей класса премиум продается в Москве и Санкт-Петербурге.

Например, на эти города приходится три четверти продаж автомобилей Mercedes. По мнению экспертов, в ближайшее время эта тенденция будет сохранена. Основной потенциал дальнейшего роста - это столицы и города с миллионным населением, считает Бончев.

"Не стоит рассчитывать на резкий рост продаж в регионах. Это постепенный и последовательный процесс",- говорит Елена Дивакова.

По мнению Севастьяна Козицына, низкие продажи автомобилей премиум-марок в регионах связаны не столько с отсутствием денег у потенциальных покупателей, сколько с опасением клиентов за сохранность своих машин. Кроме того, страховые компании неохотно страхуют дорогой автомобиль, если он продан в небольшом городе.

Автокредитование в регионах также менее развито, чем в Москве. Фактически единственными покупателями автомобилей премиум-марок в регионах остаются чиновники, отмечает эксперт.

Исключением могут стать сибирские города, в которых работают добывающие компании, полагает Илья Фролов.

По словам аналитика, уже сейчас уровень доходов в ряде таких региональных центров сравним с московским.

В России выбирают премиум Сейчас быстрее всего растет реализация автомобилей стоимостью $20-30 тыс., однако продажи в премиум-сегменте по темпам роста также опережают рынок, отмечает Иван Бончев. За девять месяцев 2007 года продажи машин премиуммарок выросли на 83,5%, при том что весь рынок иномарок увеличился только на 65%. Эксперты уверены, что в ближайшие годы доля рынка бюджетных автомобилей будет сокращаться, а сегмент премиум, напротив, станет расти. Уровень зарплат увеличивается, и все больше людей хотят иметь не просто иномарку, а комфортный и престижный автомобиль, отмечает Илья Фролов. Именно они и создают возможность роста продаж в сегменте премиум в крупных городах, потенциал рынка которых еще не скоро будет исчерпан, уверен эксперт. <

СЕРГЕЙ ИВАНОВ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»