11.10.2007

Нестандартная Россия. Страна, не имеющая нормативов качества, рискует превратиться в мировую свалку импорта

Госдума во втором чтении рассмотрит проект технического регламента на табачную продукцию. По закону о техническом регулировании, принятому еще в 2002 году, регламенты должны заменить отжившие советские ГОСТы к 2010 году. Однако за прошедшие пять лет до второго думского чтения добирается только второй из них. Такими темпами старые стандарты будут меняться 200 лет. Между тем наша страна может стать – и уже становится – местом сбыта некачественных заграничных товаров: обуви, машин, техники и пр.

Именно в Россию уже везут то, что в большинстве развитых стран запрещено местными стандартами.

Большая часть ГОСТов была принята в 70–80 годах прошлого века, они уже давно устарели и технологически, и морально. Древний каталог стандартов, конечно, обновляется, но катастрофически медленно – куда спешить, если им на смену к 2010 году придут технические регламенты. Придут ли – большой вопрос. За пять лет Госдума приняла только пять из них, причем лишь в первом чтении. Выходит, старое мы не обновляем, а новое не вводим. Это, по мнению специалистов, грозит тем, что через два-три года отечественное производство не будет контролироваться никакими нормативными документами. О мало-мальски приличном качестве чего бы то ни было можно будет вообще забыть. Впрочем, наши товары уже давно начали отступать перед наплывом дешевого импорта. И дело здесь именно в стандартах.

Импорт мусора

Своевременное обновление стандартов – эффективнейший метод борьбы не только за качество собственной продукции, но и против негодного импорта. Пока мы находимся в многолетней прострации, развитые страны ушли в этом деле далеко вперед. Например, стандарты ЕС не позволяют низкокачественным товарам попадать на европейский рынок. Предприимчивые производители находят в этой ситуации иные рынки сбыта, в том числе и в России. То, что у них запрещено, у нас уходит «на ура» – стандарты позволяют. К примеру, в первом полугодии 2007 года импорт китайских автомобилей в РФ вырос в пять раз. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин объяснил «НИ» причины этого внешнеторгового чуда: «Импорт китайских машин увеличивается у нас потому, что КНР не может сбывать большую часть своих моделей на рынках ЕС и США. Их просто туда не пускают, поскольку они не соответствуют стандартам качества и экологическим нормам». А к нам – добро пожаловать.

То же самое и в легкой промышленности. В преддверии вступления в ВТО импортные ставки, например, на обувь уже снизились у нас до 10% (ЕС, заметим, поднял их до 16,5%). В результате производство обуви в стране сократилось на 9,2% в год. Ну и пусть бы себе – будем носить иностранную. Но ее качество соответствует не западным, а нашим старым стандартам, а они на уровне плинтуса. Сейчас три из четырех пар продаваемой в России обуви – китайские. Кто носил, тот оценил их качество. И поделать с этим ничего нельзя: ГОСТ – древний, а технический регламент, который должен прийти ему на смену и стать заградительным барьером против некачественных товаров, так и не принят.

«Не может быть качество поставок в Россию товаров таким же, как в Европе и в США, – сообщил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – За последние 15 лет большинство нормативов устарели, они объективно ниже, чем западные, поэтому и везут к нам низкокачественный ширпотреб». Другие эксперты говорят то же самое: страна превращается в свалку дрянных товаров со всего мира.

Двигатель торговли

Отставание в потребительском секторе – горе, но есть сферы, куда уже пришла настоящая беда. О машино- и станкостроении можно забыть – там положение тяжелое. Но даже в доходных отраслях, таких как металлургия и нефтегазовый сектор, ситуация со стандартизацией не слишком обнадеживает. По данным сопредседателя Союза производителей нефтегазового оборудования Всеволода Кершенбаума, из 5 тыс. российских стандартов машиностроительной продукции лишь 30% гармонизированы с международными. А в сфере нефтегазохимического машиностроения этот показатель составляет менее 10%. Общая же цифра соответствия отечественных ГОСТов мировым сейчас составляет 46%, тогда как в западных странах – никогда не ниже 75, а чаще 85%. У них на «национальные особенности» остается сущая мелочь, у нас – большая часть. Неудивительно, что наши предприятия просто не готовы производить высококачественную продукцию, а то, что они делают, не востребовано не только на зарубежных рынках, но и внутри страны. Чтобы изготавливать что-то приличное, нужны качественное оборудование и станки, а их нет. Вот и получается, что хороши в России только нефть и газ. А то, что они добываются на дедовском оборудовании – наши проблемы, на качество сырья они пока не влияют.

Член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Дмитрий Пумпянский признал недавно: «Общепризнанно, что стандартизация является таким же эффективным инструментом борьбы за рынок, как маркетинг и реклама. Применение новейших стандартов позволяет устранять технические барьеры в международной торговле и существенно снижает себестоимость продукции за счет унификации материалов и комплектующих». Промышленники это понимают, но что от этого толку – стандарты-то принимают не они, а государство.

Мертвый закон

По закону уже через три года десятки тысяч старых ГОСТов, СНИПов (строительные нормы и правила) и других отраслевых стандартов должны окончательно уйти в небытие. Однако, как сообщила «НИ» пресс-секретарь Минпромэнерго Мария Ушакова, на данный момент из порядка 200 проектов технических регламентов не действует ни один: пять принято Госдумой, но лишь в первом чтении. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, объем каждого техрегламента раздут в разы, а путь от разработки до принятия чрезмерно бюрократизирован. Даже правительство уже признало, что с новым законом оно явно поторопилось. «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности», – заявил как-то Михаил Фрадков, будучи еще премьером.

Разберутся или нет – не так уж важно. Важно, что страна живет без руля и без ветрил. Сейчас в России насчитывается 25 654 действующих государственных стандарта. Подавляющее их большинство, как уже было сказано, устарели. При этом с сентября 2006 года по август 2007-го в Федеральный фонд технических регламентов и стандартов поступило 1248 новых ГОСТов. То есть за год каталог российских стандартов обновился лишь на 4,8%. Получается, если о непроходимых техрегламентах забыть, а только менять советские нормы, на это все равно уйдет больше 20 лет. Для сравнения: в США госстандарты обновляются каждые 5 лет, а в Германии и Японии – каждые 4 года.

Между тем в концепции развития национальной системы стандартизации, принятой правительством РФ еще в феврале 2006 года, поставлена задача ежегодного обновления фонда национальных стандартов в среднем на 10%, или на 2500 документов в год. Бесплатно это не делается. В 2008 году из госбюджета на эти цели предусмотрено выделение 342 млн. руб. Между тем Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии посчитало: чтобы достичь 10-процентной нормы, потребуется в два раза больше – 704 млн. руб. Может быть, и не надо было бы ничего давать, если бы принимались техрегламенты, но ими-то ведь пока и не пахнет.

Меряем «на глазок»

Попробуем спрогнозировать, что нас ждет в дальнейшем. В Институте экономики РАН «НИ» сообщили, что «слабая реализация закона резко снижает эффективность государственного регулирования безопасности на потребительском рынке, в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте». Это, убеждены ученые, приведет к увеличению числа аварий и техногенных катастроф. То есть отмена СНИПов при отсутствии строительного техрегламента создаст ситуацию, когда объекты будут возводиться «на глазок». А тут еще снижение пошлинных барьеров для импорта, к которому нас обязывает вступление в ВТО. Например, в течение первых лет Россия обязана снизить пошлины на автомобили с 25 до 15%, на самолеты – с 20 до 10–15%, на вино – с 20 до 12,5%, на лекарства – с 15 до 2–6,5%, на рыбу – с 10 до 5%. По идее это означает, что все эти товары станут у нас дешевле. А вот будут ли они качественными – вопрос отдельный. Нынешнее состояние дел с российскими стандартами этого вовсе не гарантирует. Скорее, наоборот.

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия