06.09.2006

Эмин Агаларов: «Luxury-бизнес для нас перестал быть рентабельным»



Crocus International занимается самыми разными видами бизнеса- девелопментом, выставками, розничной и оптовой торговлей. Сын и наследник основателя Crocus Араса Агаларова Эмин с 2001 года отвечает в холдинге за розничный бизнес. Однако, как признается Эмин Агаларов в интервью корреспонденту "Бизнеса" Марии Плис, бизнес Crocus смещается в сторону девелопмента: из-за высоких таможенных пошлин розничная торговля в сегменте luxury перестала приносить Crocus прибыль.

- Когда вы начали принимать непосредственное участие в бизнесе "Крокус групп"?

- В 2001 году. До этого я жил в США, в 18 лет открыл там свой первый магазин одежды, в маленьком городке в штате НьюДжерси. Потом был обувной корнер в магазине на Мэдисонавеню в Нью-Йорке. Затем я вернулся в Россию - тогда уже существовал проект "Крокус Сити". В компании развивалась обувная сеть "Сконти", было подписано соглашение с маркой Sergio Rossi и некоторыми другими. Остальные брэнды пришли уже при моем участии.

Исторически розница и дистрибуция товаров luxury была нам нужна, чтобы обеспечить якорную аренду своим моллам и привлекать новых партнеров.

Сейчас мы постепенно сами отказываемся от некоторых брэндов. Недавно продали соглашение по брэнду Cerruti своим арендаторам (см. "Бизнес" от 23 августа), чуть раньше - Patrizia Pepe. Новых брэндов у нас точно не появится.

- Запуская выставочный проект Moscow Fashion Expo, вы объявляли, что собираетесь "перетянуть" аудиторию аналогичных выставок в Милане и Париже. Не слишком амбициозный замысел?

- Замысел рациональный. Как минимум дважды в год мы несем серьезные расходы, отправляя на европейские выставки 60 человек байеров. Те же затраты несут другие дистрибуторы fashion-брэндов.

Между тем для большинства европейских модных домов российский рынок - приоритетный. Ведь европейский рынок стагнирует, а наш растет на 15-20% ежегодно. Иностранцы заинтересованы в российских байерах, поэтому сами с большим удовольствием приедут в Россию. А для "Крокуса" это еще и хороший бизнес.

Если в 2005 году сдача в аренду выставочных площадей в "Крокус Экспо" принесла нам 10% от общего оборота, то в первом полугодии 2006-го - уже 15%.

- Как распределены доли других направлений в бизнесе "Крокус групп"?

- Основной доход нам приносит девелопменти сдача торговых площадей в аренду. Доля одежного ритейла в обороте группы не превышает 15-20%.

Зато хорошие показатели у сети "Твой дом": два гипермаркета дают почти 50% прибыли холдинга. В течение 2006-2007 годов мы откроем еще три таких торговых центра. Затем начнем продвигать сеть в других регионах. Товары для дома - очень динамичный и перспективный рынок.

- Насколько заметную роль для вас играет luxury-бизнес?

- Значительную, но не главную. В прошлом году общий оборот группы составил $350 млн, из них на luxury-розницу пришлось $60 млн. Но это выручка от чистого ритейла, без учета оптовых продаж.

Оптом мы занялись недавно, в июне этого года - с продаж в регионы и страны СНГ. Но сегмент оказался очень перспективным: за месяц объем продаж составил около $400 тыс.

Возможно, это связано с ростом регионального рынка.

- Какие розничные проекты вы развиваете в регионах?

- Пока только JLo. За прошедшие два месяца подписали 12 франчайзинговых договоров на открытие бутиков в крупных российских городах.

- Вы первыми в мире открыли магазин марки JLo. Говорят, добиться этого вам помог фонд Toroil, который сейчас выводит на российский рынок ряд других celebrity-брэндов?

- Это сложная история. У Toroil были прямые контакты с производителем, и вначале они попытались стать дистрибутором этой марки в России.

Но сейчас все права на развитие этого брэнда принадлежат нам. Соглашения с маркой добились достаточно обыкновенно: отец (основатель и президент "Крокус интернешнл" Арас Агаларов.- "Бизнес") был в Америке. Вернувшись, сообщил о том, что договорился с этой маркой и поручил мне ее развитие в России. Это было три года назад, когда у компании не было ни коллекции одежды, ни концепции, ничего. Было только имя и идея сделать совместными усилиями celebrity-брэнд. Мы открыли магазин в "Крокус Сити молле", не вложив ни копейки в рекламу. И вдруг он "выстрелил" - продажи пошли лучше, чем в сети нашей молодежной марки Fornarina и Celine. Это просто был красивый магазин.

Мы вложили в него много усилий, труда и денег: в первый год потратили $2 млн только на разработку коллекции и оформление бутика. Сейчас он стал популярным. Мы открыли три магазина в Москве, подписали 12 договоров на франшизу в регионах. Пожалуй, это единственный одежный проект в холдинге, который мне по-настоящему интересен.

Возможно, потому что его нельзя назвать luxury-проектом- это массмаркет.

- Сколько всего брэндов вы развиваете?

- Около 40. Кроме JLo, проектов с сетевым потенциалом из них практически нет. Самый многочисленный проект после JLo - сеть Fornarina, четыре магазина в Москве. Опять же, это массмаркет. Правда, у нас есть замысел по развитию мультибрэндовой сети универмагов дорогой обуви и аксессуаров Crocus. Два таких универмага уже работают в Столешниковом переулке и "Крокус Сити молле". Сейчас мы подписали контракт с корейским торговым центром Lotte Plaza - там тоже откроется наш мультибрэндовый магазин. Если проект будет успешным, будем развивать сеть.

- Многие дистрибуторы luxuryбрэндов сталкиваются с отказом марок от услуг посредника. Mercury лишился Chanel, "Джамилько"- Christian Dior. С вами никто не собирается расстаться?

- Нет, мы не потеряли еще ни одного брэнда. Но если это случится, мы не сильно расстроимся.

- Почему?

- К сожалению, luxury-бизнес для нас перестал быть рентабельным. Это растущий рынок, но нам он не приносит серьезной прибыли.

- В чем причины?

- Главным образом в сложной таможенной ситуации.

Мы ввозим товары "вчистую", отчего очень страдаем.

По нашим последним оценкам, таможенные пошлины на ввоз брэндовой одежды и аксессуаров суммарно составляет более 40%. Тут два варианта: либо мы должны ввозить товар "всерую" или "вчерную", либо таможенные органы снизят ставки. С полной таможенной пошлиной розничный бизнес нам вообще приходится дотировать. Поднимать цены мы не можем, не имеем на это права по контрактным обязательствам с брэндами. Даже если и повысим - перестанем быть конкурентоспособными. Сегодня все новые проекты "Крокус групп" строятся на кредитные деньги. И неправильная репутация в ритейле может подвергнуть серьезному риску другие направления нашего бизнеса.

Таможенные расходы фактически съедают прибыль от продажи luxury-товаров. Это главная проблема, которая сейчас беспокоит всех крупных операторов.

- И что же вы дальше намерены делать с люксовыми ритейловыми проектами?

- Пока не знаю. Но сегодня мне не хочется открывать ни одного нового магазина, хотя еще два года назад я открывал их десятками. Приводить новые брэнды на российский рынок я не планирую. В существующих таможенных условиях luxury-ритейл в России - это сизифов труд. Зачем заниматься тем, на чем не зарабатываешь? - Многие участники рынка luxury в таких условиях диверсифицируют бизнес. "Подиум" развивает торговлю ювелирными изделиями, Bosco- косметикой, Mercury- автомобилями.

Вы не собираетесь предпринять что-то подобное?


- Нет, нам это неинтересно.

Лично мне приятнее заниматься девелопментом: в этом бизнесе сразу видишь отдачу.

Приоритет Crocus Group однозначно смещается в сторону строительства и сдачи в аренду торговых площадей.

- Не проще ли тогда совсем отказаться от розничной торговли?

- Пока мы не уходим из luxuryбизнеса. У нас есть обязательства перед другими партнерами, которые надо выполнять. Но в целом приоритеты нашей деятельности смещаются в сторону девелопмента.

Строится интересный проект на Каширке- торговый центр площадью 200 тыс. кв. м. Готовится еще один крупный торговый комплекс на Дмитровском шоссе. Мы много вкладываем в расширение "Крокус Сити".

Здесь будет проект под кодовым названием "Ривьера" с гостиницей на 600 номеров, казино, торговым моллом, кинотеатрами, ресторанами и собственной станцией метро. Станцию мы строим сами, а ветку прокладывает государство.

Здесь же будет офисный центр из 15 небоскребов, 1,5 млн кв. м офисных площадей. Это многомиллиардный проект. Лично мне строительство торговых центров и сдача площадей в аренду-гораздо более понятный бизнес, чем ритейл. Хотя когда я начинал этот бизнес, думал совсем иначе.

Деловая газета "Бизнес"