07.03.2006

Рапс вместо солярки. Мода на экологическое топливо дошла и до России



НИКОЛАЙ ДИЦМАН
МАРИНА НОСКОВИЧ

"Интеко-агро" начала продвигать в Белгородской области новый вид топлива - рапсовое масло. По расчетам компании, новое топливо обходится в четыре раза дешевле мазута. Однако участники рынка уверены, что экономия будет не столь существенна.
О новом проекте "Интеко-агро" стало известно из сообщения компании. PR-директор "Интеко-агро" Элеонора Пахомова рассказала, что 21 февраля компания запустила на линию тепловоз, где вместо дизельного топлива (флотского мазута) было залито рапсовое масло. Этот факт подтвержден и в акте РЖД (копия имеется в распоряжении "Бизнеса"). Представитель Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта говорит, что запустить тепловоз на рапсовом масле вполне реально: "Вопрос, каков будет расход топлива". Элеонора Пахомова утверждает, что расход рапсового топлива составляет около 10 л на 10 км, что эквивалентно расходу солярки.
С запуском проекта в "Интеко-агро" рассчитывают сэкономить на транспортных расходах. "В прошлом году в "Интеко-агро" было засеяно около 3 тыс. га ярового рапса, получен средний урожай в размере 27 центнеров с гектара. Исходя из затрат ориентировочная себестоимость нового топлива составляет 4-5 руб. за литр. Если получать урожай озимого рапса порядка 50 центнеров, то себестоимость такого топлива станет порядка 2-2,5 руб. за литр. В то время как литр солярки по прогнозу на 2006 год стоит 19-20руб.",- говорит гендиректор "Интеко-агро" Виктор Батурин.
Участники рынка говорят, что экономия будет не столь существенной. По оценке президента Российского топливного союза Григория Сергиенко, на 26 января этого года розничная цена нефтепродуктов составляла меньшие величины: 10-12,5 тыс. руб. за тонну флотского мазута, а дизельного топлива - 16,7 - 19 тыс.
руб. Таким образом, литр флотского мазута оценивается около 10-12 руб.- то есть лишь в два раза дороже рапсового топлива.
Исполнительный директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов также сомневается в том, что "Интекоагро" удастся получить такую низкую себестоимость. "Грубо, это эквивалентно 4-5 тыс.
руб. за тоннурапса, это слишком мало",- сомневается Сизов. В любом случае в тепловозах надо менять аппаратуру: может потребоваться большая подача топлива, возможно, придется менять материалы, отмечает представитель Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
Впрочем, интерес к альтернативным видам топлива участники рынка называют тенденцией. Многие страны озабочены снижением себестоимости топлива, говорит Андрей Сизов: "Американские страны активно добавляют в топливо этанол, который производится из сахарного тростника, а в Европе для этих целей используется рапсовое масло - они хотят довести его долю до 10%".
С ним соглашается аналитик МДМ-банка Андрей Громадин: подобные проекты широко распространены за рубежом. Однако, по его словам, в последнее время в России было запущено сразу несколько проектов по производству биоэтанола - этилового спирта из растительных отходов, используемого в качестве добавки при производстве нефтепродуктов. Как показывает опыт Бразилии, где около 25% всего этанола используется в производстве топлива, это направление вполне перспективно.
Аналитики, впрочем, сомневаются, что в России альтернативное топливо получит столь же широкое распространение. "Пока есть нефть - ее будут использовать,- считает аналитик группы "Центринвест" Максим Иванов.- Рапсовое масло как топливо выгодно потребителям, но нефтяные гиганты лоббируют свой продукт". "Объем производства рапса не слишком велик: в 2005 году около 200 тыс. тонн, для сравнения, подсолнечника - около 6,4 млн тонн. При этом мощности перерабатывающих заводов полностью загружены, то есть потенциала для резкого увеличения производства нет",- рассуждает Андрей Сизов.
Другой участник рынка рассчитывает, что с запуском проекта перевозчики могут снизить стоимость транспортировки по железной дороге. Впрочем, глава консервного холдинга "Помидорпром" Максим Протасов в этом сомневается. "У РЖД в себестоимости тарифа солярка составляет около 40%. Если они будут закупать это масло, то либо увеличат маржу, либо цену должны снизить, что, конечно, вряд ли",- скептичен Протасов. Еще один минусрапсового топлива - его сезонность, добавляет он.
Впрочем, нет сомнения в том, что потребители топлива продолжат поиски альтернативных видов топлива. На последнем заседании правительства Герман Греф сообщил, что оптовая цена дизельного топлива за два месяца 2006 года выросла на 5-6%. Он напомнил, что в прогнозе предельный рост цен на дизтопливо и бензин по году заложен на уровне 11%. "Это опережающая динамика",- констатировал Греф. Действительно, такими темпами дизтопливо подорожает на 11% к маю.
Деловая газета "Бизнес"