30.11.2005

"Корнет" продался дважды



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Как стало известно "Бизнесу", старейший московский завод шампанских вин "Корнет", на месте которого еще недавно планировалось построить бизнес-центр, сменил собственника. Его новый владелец - инвестор вполне профильный- крупнейший российский производитель вина Московский межреспубликанский винный завод (ММВЗ). Для него покупка "Корнета" имеет, как говорят участники рынка, стратегическое значение: спрос на российское вино (основной продукт ММВЗ) в последнее время сокращается, в то время как на шампанское, наоборот, растет.
С начала года собственник "Корнета" меняется уже дважды. Первый раз завод был продан в марте 2005 года: как рассказал "Бизнесу" источник, знакомый с ходом переговоров, основной совладелец и генеральный директор компании Михаил Гагарин продал предприятие непрофильному инвестору. Назвать компанию он отказался, уточнив, что новым собственникам "Корнет" был интересен прежде всего как площадка для строительства офисного центра. Один из производителей игристого вина подтвердил "Бизнесу", что еще весной мощности "Корнета" предполагалось переместить в Подмосковье (как он утверждает, была даже найдена соответствующая площадка), а на месте предприятия в центре Москвы построить деловой центр. По его словам, тогда за завод и его товарные знаки просили $12 млн.
Однако этим планам не суждено было сбыться: как стало известно "Бизнесу", в конце концов "Корнет" был перепродан крупнейшему российскому производителю вина Московскому межреспубликанскому винному заводу. Об очередной смене собственника на "Корнете" осведомлен, в частности, заведующий кафедрой виноделия Московского государственного университета пищевого производства Сергей Щербаков, который информирован о переговорах между ММВЗ и "Корнетом".
А один из сотрудников самого "Корнета" сообщил "Бизнесу", что сделка с ММВЗ была закрыта 24 ноября 2005 года.
"Новым гендиректором "Корнета" назначен член совета директоров ММВЗ Сергей Никитин",- добавил он. Связаться с Сергеем Никитиным вчера не удалось.
Для ММВЗ, как отмечают эксперты потребительского рынка, покупка "Корнета" - стратегический шаг. "ММВЗ пытается выйти на более перспективные рынки: спрос на его основной продукт, вино, сокращается, приходится конкурировать с недорогой молдавской продукцией, а это приводит к сокращению рентабельности производства",- говорит аналитик ИК "Финам" Ольга Самарец. По данным компании "Бизнес Аналитика", доля рынка ММВЗ в денежном выражении действительно упала с 7,1% во втором квартале 2004 года до 5,8% в первом полугодии 2005-го.
В то же время, по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), рынок шампанского динамично растет: за первые девять месяцев сегмент игристых вин вырос на 17% (для сравнения, за тот же период производство вина сократилось на 21%). "В такой ситуации примеру ММВЗ могут последовать и остальные российские производители вина",- полагает Ольга Самарец.
В то же время участники рынка не исключают, что у ММВЗ возникнут сложности в управлении "Корнетом". "Как и у всех предприятий в центре города, у "Корнета" есть серьезные недостатки. Отсутствие железнодорожных путей, высокие ставки на энергоресурсы - все это увеличивает издержки. К тому же площади предприятия ограничены, и возможности их увеличения нет",- говорит заместитель генерального директора Московского комбината шампанских вин Анатолий Шаповаленко. ""Корнет" - старое предприятие, новому собственнику придется серьезно инвестировать в его модернизацию,- добавляет гендиректор Gerrus Group (Детчинский винзавод) Валерий Логинов.- Однако известный брэнд и 10% рынка, возможно, того стоят".
Но наибольшее удивление ситуация вызывает у девелоперов. "Предприятие расположено слишком хорошо для того, чтобы сохранять там производство,- считает директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев.- Стоимость земли на набережной может достигать $10 млн и более за гектар. Это удачный участок под бизнес-центр или строительство жилья". Озадачен и источник "Бизнеса" на алкогольном рынке, знакомый с ситуацией вокруг "Корнета": "Единственная причина, которая могла остановить предыдущих собственников,- сложности с переносом производственных мощностей",- говорит он. Директор по развитию Leeds Property Алексей Могила называет еще одну возможную причину такого решения: здание "Корнета'BB может считаться памятником архитектуры, который не подлежит сносу.
Прояснить ситуацию, очевидно, помог бы сам продавец "Корнета", однако выяснить, кто был предыдущим владельцем предприятия, "Бизнесу" вчера так и не удалось. По данным информационной системы "Интерфакс-СПАРК", на начало 2005 года помимо физических лиц акционером "Корнета" был банк "Огни Москвы", которому принадлежало около 10% предприятия. Но вчера в банке заявили, что акциями "Корнета" больше не владеют, а сообщить, кому они были проданы, отказались.


Деловая газета "Бизнес"