26.09.2005

Сестры по несчастью. Pepsi разделила антимонопольную участь Coca-cola



В управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Красноярскому краю состоялось первое заседание по делу, возбужденному против ООО «Pepsi International Bottlers». По мнению специалистов УФАС, представители компании в Красноярске заключали договоры с перепродавцами напитков, в которых требовали отдавать преимущество своей продукции. На заседании юристы Pepsi впервые были ознакомлены с претензиями «антимонопольщиков», после чего дело было решено отложить до 21 октября. Тем временем другое подобное дело в УФАС — против компании Coca-Cola — приносит свои первые результаты: торговые агенты компании начали переоформлять договоры с магазинами. Впрочем, по мнению крупных игроков рынка, это вряд ли изменит реальное положение вещей.

Ъ По оценкам агентства «Бизнес аналитика», лидирующее положение на рынке прохладительных напитков Красноярского края занимает компания Coca-Cola (44,8%). Далее следует красноярская компания «Пикра» (торговые марки «Крейзи-кола», «Буратино», «Лимонный стиль») — 30,7%. На компанию Pepsi приходится лишь 5,9%. Эксперты связывают это с тем, что Coca-Cola пришла на рынок края еще в начале 90-х, а в конце ХХ века построила свой завод по выпуску напитков в Красноярске. В свою очередь «Пикра» — это старейший игрок красноярского рынка, однако ее продажи постепенно падают. Компании Pepsi же приходится возить свою продукцию из других регионов.

Напомним, красноярское УФАС возбудило дело против ООО «Pepsi International Bottlers» в августе этого года, после специальной проверки рынка безалкогольных напитков в Красноярске. «Такая полномасштабная проверка в первую очередь связана с выполнением послания президента к федеральному собранию, — заявил „Ъ“ главный специалист УФАС Василий Прохоренко. — В ходе нее обнаружились признаки нарушения статьи 6 и 10 Закона «О конкуренции» со стороны Pepsi. Так, в договорах с торговыми точками содержались условия, координирующие деятельность хозяйствующих субъектов в части ценообразования на реализуемую в розницу продукцию (установления фиксированной торговой надбавки), и были прописаны ограничения на реализацию продукции иных производителей, а также определены условия размещения оборудования в торговых точках».

По информации „Ъ“, вчерашнее заседание прошло достаточно спокойно. Юрист компании Pepsi Олег Попов не возражал против выдвинутых обвинений, а лишь заявил ходатайство о переносе дела, которое было удовлетворено. «Действительно, дело было отложено на 21 октября в связи с необходимостью получения дополнительной информации, а также заявленным ходатайством представителя о намерении ООО «Pepsi International Bottlers» в добровольном порядке устранить выявленные нарушения», — заявил корреспонденту „Ъ“ по итогам заседания Василий Прохоренко. Олег Попов вчера отказался от каких-либо комментариев. Однако анонимный источник „Ъ“ подтвердил, что «Pepsi не намерена устраивать скандал и готова добровольно устранить нарушения».

В то же время представительство компании Coca-Cola в Красноярске уже начало переоформлять договоры со своими агентами. Напомним, Coca-Cola стала первой компанией, против которой было возбуждено подобное дело по результатам той же проверки УФАС. После последнего заседания, состоявшегося на этой неделе, глава юридического отдела российского отделения трансатлантической корпорации Антон Чертков пообещал, что «Coca-Cola устранит все нарушения до конца сентября».

Впрочем, как удалось выяснить „Ъ“, пока в договорах с торговым домом убирается лишь пункт, ограничивающий реализацию напитков иных производителей. «Сейчас Coca-Cola действительно развозит всем новые формы договоров, — заявил „Ъ“ менеджер оптовой компании «Ленком», пожелавший остаться неназванным. — Однако реально это ничего не меняет. Многие даже не знают, что они подписывают, с другими же предпринимателями они просто договариваются устно, и ничего не меняется». Представитель компании «Ленком» считает, что на самом деле данные разбирательства в Красноярске выгодны во многом и самой компании Pepsi. «Сейчас у них здесь очень слабые позиции, и если Coca-Cola хотя бы юридически сделает рынок доступней, то они имеют шанс нарастить обороты».// МАРИЯ ВЛАСОВА

КоммерсантЪ