20.05.2005
News Outdoor

News Outdoor начала с малого. Российская компания купила киевского оператора наружной рекламы



Вчера компания News Outdoor Russia объявила о покупке пакета акций относительно небольшого киевского оператора наружной рекламы "СВ-групп" -- сумма сделки, по экспертным оценкам, не превысила $10 млн. Это первое приобретение News Outdoor в странах СНГ. В компании называют "СВ-групп" "плацдармом для дальнейшей экспансии на украинский рынок", объем которого в этом году составит более $100 млн. Участники рынка удивлены выбором News Outdoor -- они полагают, что, получив от ЕБРР кредит в $130 млн, News Outdoor мог позволить себе и более крупное приобретение.

News Outdoor Russia -- лидер российского рынка наружной рекламы, входит в принадлежащую австралийскому медиамагнату Руперту Мердоку корпорацию News Corp. Компании принадлежит более 25 тыс. рекламных поверхностей разных форматов в 96 городах России, в том числе более 14 тыс.-- в Москве. По итогам 2003-2004 финансового года оборот компании составил $150 млн.

Об экспансии News Outdoor на украинский рынок наружной рекламы стало известно в середине апреля, когда компания подала заявку на получение кредита в размере $130 млн в Европейском банке реконструкции и развития. В официальных документах ЕБРР сообщалось, что деньги будут выданы на развитие рекламной сети в странах СНГ. В минувшую среду совет директоров банка одобрил выдачу кредита News Outdoor Russia, а вчера компания разослала пресс-релиз, сообщив, что "завершила трансакцию по приобретению активов киевского оператора наружной рекламы 'СВ Аутдор'". По данным украинского агентства Doors Consulting, "СВ Аутдор" замыкает пятерку крупнейших операторов киевского рынка наружной рекламы. На апрель этого года компании принадлежало 350 рекламных поверхностей, в том числе 260-270 -- самого популярного формата 3x6 м, расположенных в том числе в центре Киева. В Doors Consulting оценивают годовой оборот "СВ Аутдор" в $2,5 млн.

Объем украинского рынка наружной рекламы, по данным Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), в 2004 году составил $86 млн. В этом году ВРК прогнозирует 21-процентный рост -- до $104 млн. От 30 до 50% этих денег приходится на долю киевского рынка.
"Дальнейшая операционная деятельность News Outdoor Group на территории Украины будет осуществляться через 'СВ Аутдор', которая в ближайшее время получит название 'News Outdoor Украина'",-- говорится в распространенном вчера пресс-релизе. По словам генерального директора News Outdoor Russia Сергея Железняка, его компания будет использовать "СВ Аутдор" "как платформу для развития своего присутствия на Украине": в дальнейшем оператор будет развиваться как самостоятельно, так и за счет приобретения активов других компаний. Господин Железняк утверждает, что куплен крупный пакет акций, "который позволяет сосредоточиться на развитии 'СВ Аутдор'". Стоимость пакета акций "СВ Аутдор" не разглашается.

Эксперты рынка расходятся в оценках суммы сделки. "$3-4 млн они могли отдать за эту компанию влегкую",-- считает первый вице-президент концерна "Системы масс-медиа" (входит в АФК "Система") Сергей Ключенков. "В Киеве очень сложно получить разрешение на установку конструкций, поэтому у владельцев 'СВ Аутдор' была возможность завысить цену. Цена контрольного пакета акций компании могла колебаться от $5 млн до $10 млн",-- полагает директор компании Doors Consulting Сергей Смоляр. А гендиректор московской аналитической компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин считает, что News Outdoor заинтересовал "серьезный потенциал тех мест, которыми располагает 'СВ Аутдор'", а также то, что "они были получены благодаря близости к административному ресурсу".

По информации Ъ, прежние владельцы "СВ Аутдор" вообще не получили от покупателя живых денег: стоимость приобретенного москвичами пакета акций была инвестирована в развитие компании. Между тем участники рынка удивлены выбором News Outdoor. "Что такое 'СВ-групп', я не знаю, в прошлом году среди лидеров рынка ее не было,-- говорит исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лабезник.-- Для того чтобы закрепиться на украинском рынке, необходимо купить пять-шесть компаний, причем безусловных лидеров". "Честно говоря, я думал, что они купят что-то более крупное,-- удивляется Сергей Смоляр из Doors Consulting.-- После такого старта им придется попотеть, чтобы занять заметные позиции на Украине". На Украине ожидали, что интерес News Outdoor вызовет прежде всего лидер украинского рынка компания "Биг борд", у которой также есть офисы в России, Чехии и Белоруссии.

Впрочем, рекламисты полагают, что кредит ЕБРР позволит News Outdoor завоевать украинский рынок в кратчайшие сроки. "Найдется достаточно компаний, владельцы которых устали от этого очень зависимого от местных властей бизнеса и за хорошие деньги легко с ним расстанутся,-- прогнозирует гендиректор московского офиса компании 'Биг борд' Аскольд Шестунов.-- Года за полтора они, скорее всего, скупят всех основных игроков и по количеству рекламоносителей выйдут на первое место".

ТИМУР БОРДЮГ; АНДРЕЙ ЮХИМЕНКО, Киев; ЮЛИЯ КУЛИКОВА

КоммерсантЪ