18.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Российский автопром уходит на пенсию. АвтоВАЗ отказывается от разработки новой модели



РОМАН ГУЛЯЕВ

Вчера стало окончательно ясно, что многочисленные попытки протекционистскими мерами поддержать конкурентоспособность российских автомобилей потерпели провал. Председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников заявил, что следующая базовая модель завода будет разрабатываться уже не самостоятельно, а совместно с корпорацией General Motors. Эти слова лишний раз подтверждают наметившуюся в индустрии тенденцию к отказу от собственных разработок новых отечественных легковых автомобилей.
"А может, российскому автопрому и не надо разрабатывать собственные модели,- задается риторическим вопросом директор дилерской компании "Ростокино-Лада" Олег Трубников.- Кажется, в автомобилестроении действительно настала новая эпоха, и истинно российскому автопрому надо вовремя уйти на пенсию. Так что АвтоВАЗ сделал это заявление как раз вовремя. Для этого надо было набраться определенного мужества и сделать все, чтобы адаптироваться под рынок".
Вчера на конференции Института Адама Смита Владимир Каданников заявил, что завод планирует разработать новую базовую модель легкового автомобиля совместно с General Motors, стратегическим партнером компании. По словам Каданникова, возможно несколько вариантов: либо в новом автомобиле будут использоваться узлы и детали автомобилей GM, либо будет создана совместная платформа. Возможен и сценарий, при котором новинка от ВАЗа будет производиться на платформе GM. На конвейере эта машина должна заменить классические модели ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. При этом производство модернизированных "девяток" (проект "Самара-2") и модернизированного "десятого" семейства под брэндом Priora (оно начнется в 2006 году) будет продолжено.
Ранее генеральный директор Иж-Авто Михаил Добындо тоже говорил о том, что модель ИЖ-2126 "Ода" через несколько лет будет заменена на корейскую Kia. Как уже писал "Бизнес", собственных разработок ижевский завод не ведет. Другой крупный отечественный производитель легковых автомобилей - ГАЗ - также находится на перепутье. Ранее представители завода говорили, что разрабатывают собственную модель D-класса. Однако во время презентации на конференции Института Адама Смита генеральный директор "Руспромавто" (в этот холдинг входит ГАЗ) Александр Юшкевич заявил, что цели и задачи по направлению легковых автомобилей на среднесрочную перспективу пока не определены. Собранные вместе, эти факты и заявления означают, что в ближайшие годы отечественный автопром вряд ли сможет освоить собственные проекты. Исключение составят уже готовые к производству Lada Kalina и УАЗ Patriot, а также, возможно, внедорожник ГАЗ-3106.
По мнению заместителя начальника департамента Минпромэнерго Николая Сорокина, в случае с АвтоВАЗом его совместный проект с GM не означает, что завод не будет принимать участие в создании автомобиля. "Когда вице-президент GM по развитию осматривал научно-технический центр АвтоВАЗа, он сказал, что его уровень корпорацию вполне устраивает. Поэтому неудивительно, что GM пришел к совместной разработке модели. Думаю, что сотрудничество двух предприятий будет осуществляться на равных условиях". Заявление Владимира Каданникова в Минпромэнерго считают "логически верным".
Положительно заявление Каданникова воспринял и рынок. "Я надеюсь, GM даст АвтоВАЗу не только технологию производства и стандарты качества, но и новые методы управления,- сказал Олег Трубников.- Первый совместный проект двух предприятий в виде Chevrolet Niva долго готовился, но впечатление от него положительное".
По мнению аналитика Ernst & Young Жана-Луи Трамбле, несмотря на отсутствие в среднесрочной перспективе новых машин собственной разработки, Россия все равно останется в числе разработчиков новых конструкций. "Со стороны мировых автопроизводителей есть спрос на хорошо образованных российских инженеров,- считает Трамбле.- Некоторые компании, как, например, DaimlerChrysler, уже открыли здесь центры разработок, то же самое касается и ряда производителей компонентов". "Для АвтоВАЗа это хороший стратегический ход,- продолжает Трамбле.- АвтоВАЗ и GM должны двигаться в направлении совместных разработок и кооперироваться не только на уровне сборочных СП. При этом Россия не теряет свою автомобильную промышленность, она открывает границы. Не стоит полностью отдавать иностранцам всю свою автопромышленность, однако закрывать двери и отгораживаться тоже нельзя".


Деловая газета "Бизнес"