11.03.2005

"Население столицы возмущено и обеспокоено". Реклама в сети магазинов "Арбат Престиж" признана неэтичной



МАРИНА НОСКОВИЧ

Реклама в сети магазинов "Арбат Престиж" На вчерашнем заседании экспертного совета Федеральный антимонопольной службы (ФАС) России рассматривались вопросы применения законодательства о рекламе. Наибольшее оживление у самих членов совета вызвало обсуждение вопросов этичности в рекламе сети магазинов "Арбат Престиж". После продолжительных споров, явно доставлявших собравшимся немалое удовольствие, рекламу голосованием признали неэтичной.
"Речь идет о рекламе, на которой слегка обнаженные, то есть в шапочках и в сапожках, Деды Морозы завлекали покупателей,- объяснил суть вопроса заместитель председателя экспертного совета ФАС РФ Сергей Котов.- Население столицы возмущено и обеспокоено. Сейчас рекламу демонтировали, и возмущается компания "Арбат Престиж"".
Сразу же стало понятно, что члены экспертного совета к рекламе "Арбат Престиж" неравнодушны. "В этой рекламе нет информации ни о товаре, ни о компании,- заявил гендиректор крупнейшего оператора наружной рекламы News Outdoor Russia, член экспертного совета Сергей Железняк.- Мы в своей работе исходим из принципа: насколько целесообразно использование полуобнаженного тела в рекламе. Например, если речь идет о рекламе белья, это нормально. А здесь нет никакого указания ни на товар, ни на услуги".
Его поддержал замначальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства Сергей Пузыревский: "Использование образа в рекламе вне контекста - это не реклама, а оскорбление".
Он напомнил, что в антимонопольное ведомство с жалобами на рекламу "Арбат-Престиж" обращаются не в первый раз. "Первый раз мы не приняли мер, так что теперь надо поставить точку. Надо учитывать и то, что на эту рекламу жалуются",- заметил он.
Провоцирующую рекламу компания действительно использовала с самого начала. В конце 90-х на щитах были изображены приспустившие штаны певцы "На-на" со слоганом "Нюхаем вместе!". Акция продолжалась недолго: общественный совет по рекламе рекомендовал щиты убрать, что и было сделано. Затем последовала более пристойная кампания со слоганом "Куда летишь? В "Арбат Престиж"" и изображением девушки на метле. Затем возле магазина компании на Ленинградском проспекте, интерьеры которого украшены копиями картин Александра Дейнеки с обнаженными мужчинами, устроили пикет пенсионеры. На плакатах было написано: "Позор "престиж'ной порнухе!" и "Что рекламирует "Арбат-Престиж?".
По мнению руководителя территориального управления ФАС по Москве и Московской области Таисии Ткачевой, мужчины, изображенные в рекламе "Арбат Престиж", "ведут себя кокетливо и эксплуатируют образ деда Мороза - сказочного персонажа или даже святого, если считать, что дед Мороз и Святой Николай одно и то же". Кроме того, отметила она, "никто не дарит подарки в таком виде".
В результате члены экспертного совета проголосовали и большинством голосов признали рекламу неэтичной. Кроме того, несмотря на то, что реклама эта в основном демонтирована, решено было направить в "Арбат Престиж" письмо, уведомляющее компанию о решении совета.
Вообще экспертный совет считает вопросы об этичности рекламы самыми сложными и принимает решения по этому вопросу неохотно. Так, на предпоследнем заседании обсуждалась этичность рекламного ролика "Текиза" ("Тинькофф"), в котором демонстрируется довольно откровенная сцена. "Текизу" решено было не трогать. Так, по мнению одного из членов экспертного совета, ролик "Текизы" хотя и включал в себя элементы эротики, но был сделан красиво, а здесь - "простое оскорбление".
Участники рынка считают, что эпатажная реклама более эффективна, но общество не вполне готово к ней.
"Реакция ФАС - следствие того, что наше общество все еще гомофобно, а ФАС отражает общественное мнение",- резюмирует директор по маркетингу "Тинькофф" Самвел Аветисян.

Деловая газета "Бизнес"