22.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Samsung переносит производство в Калининград



Южнокорейский производитель пытается сэкономить на таможенных пошлинах

ПЕТР МИРОНЕНКО

Как стало известно "Бизнесу", Samsung планирует перенести производство своих телевизоров в Калининградскую область. Снизив издержки, Samsung планирует вернуть утраченные позиции на российском рынке. Корейцы уже начали собирать свои телевизоры на заводе "Телебалт" в Калининграде, а в дальнейшем южнокорейская корпорация может обзавестись там собственным производством.
"Samsung начал собирать свои телевизоры на нашем заводе в Калининграде в ноябре прошлого года",- рассказала "Бизнесу" управляющая московского офиса "Телебалта" (производит телевизоры под маркой Erisson) Елена Хохлова. Пока количество собранных на "Телебалте" телевизоров под маркой Samsung незначительно, говорит она. Хохлова отказалась сообщить подробности сотрудничества с Samsung, ссылаясь на то, что соглашение еще не подписано. Она лишь уточнила, что речь идет только о производстве телевизоров.
Начальник отдела промышленной политики управления экономразвития и торговли администрации Калининградской области Николай Мурашов рассказал "Бизнесу", что "Телебалт" собирается в 2005 году построить в Калининграде два новых завода. "Возможно, это связано с планами Samsung по увеличению доли местного производства",- предполагает Мурашов.
По данным GFK, в 2004 году доля Samsung на российском рынке составила 16,6%. До сих пор в России телевизоры Samsung собирались только на заводе "Спектр" в Новгороде. В 2003 году там было собрано 190 тыс. телевизоров Samsung.
"Телебалт" - не единственный калининградский производитель, на мощностях которого хотел бы собирать свои телевизоры Samsung. Как рассказал "Бизнесу" гендиректор компании Polar (крупный российский производитель телевизоров) Эдуард Поляков, представители Samsung ведут с Polar переговоры о производстве своей продукции на принадлежащем компании заводе в Черняховске (Калининградская область). Впрочем, пока что конкретной договоренности нет, говорит Поляков, уточняя, что переговоры Samsung ведет не только с Polar и "Телебалтом".
Источник "Бизнеса" в одном из крупнейших западных производителей электроники говорит, что сейчас Samsung рассматривает не только вариант со сборкой телевизоров под своей маркой на российских заводах, но и постройку собственной фабрики. "Калининград выбран из-за того, что ввозить комплектующие в свободную экономическую зону дешевле, и себестоимость сокращается",- объясняет выбор места собеседник "Бизнеса". А менеджер крупного российского производителя отмечает, что в прошлом году Калининградскую область посетила делегация Samsung. "Они проводили переговоры с администрацией области, возможно, там и говорилось о строительстве завода",- говорит собеседник "Бизнеса".
В пресс-службе Samsung "Бизнесу" заявили, что официальной информации по этому вопросу представить не могут.
Участники рынка связывают перенос производства Samsung с падением доли корпорации на рынке. "Если Samsung действительно собирается строить завод в России, это неудивительно: в последнее время доля Samsung на российском рынке уменьшилась, у них отбирают долю LG и российские производители",- говорит эксперт по связям с общественностью JVC Роман Войнаровский. По данным GFK, в 2004 году доля Samsung сократилась с 18,6% до 16,6%.
Еще один участник рынка говорит, что причиной действий Samsung могло стать желание снизить цены на свою продукцию. "Если Samsung будет производиться в России, конкуренция на рынке станет жестче: они смогут понизить цены",- комментирует Поляков из Polar.
Однако некоторые участники рынка сомневаются в перспективности переноса производства в Калининград. "Экономия на один 21-дюймовый телевизор, если собирать его в Калининграде, составляет где-то $10, и если, к примеру, для Polar или Erisson это неплохо, то для Samsung это всего 4% розничной цены",- рассуждает глава московского офиса Rolsen Леонид Осипов. По его мнению, эта экономия не компенсирует потерь брэнда, которые неизбежны: российский потребитель не доверяет отечественной продукции. "Samsung было необходимо компенсировать снижение доли рынка, поэтому они приняли банальное решение. Но оно им вряд ли поможет",- заключает Осипов. Samsung надо бороться главным образом с аналогичными по цене или более дешевыми марками, а сильно сэкономить на Калининграде им вряд ли удастся, соглашается топ-менеджер еще одной крупной западной компании.


Деловая газета "Бизнес"