09.12.2004
Nestle

Замороженное Nestle. В начале 2005 года Nestle остановит отгрузку товара



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Как стало известно "Бизнесу", через два месяца российское представительство Nestle остановит отгрузку товара на две недели. Причина -- переход на новую ИТ-систему финансового учета Globe, которую швейцарская компания постепенно внедряет во всех своих региональных представительствах. Потери Nestle от простоя в России оцениваются примерно в $40 млн.

Вчера источники в российском представительстве Nestle сообщили "Бизнесу", что руководство швейцарской компании определилось со сроком внедрения Globe в России, назначив его на последнюю неделю февраля -- первую неделю марта 2005 года. В ближайшее время о двухнедельном простое будет объявлено дистрибуторам. В пресс-службе компании "Бизнесу" подтвердили эту информацию, однако от дальнейших комментариев отказались.
Система Globe, разработанная SAP специально для Nestle (по данным "Бизнеса", ее внедрение только в России обойдется Nestle в $3-5 млн), призвана сделать прозрачными и доступными финансовые потоки всех подразделений компании. Ее внедрение обычно занимает несколько дней, в течение которых документооборот с использованием старых программ уже запрещен, а новая система еще не работает. В итоге подразделение не может проводить никакие финансовые операции, и, соответственно, отгружать товар.
Внедрение Globe в подразделениях Nestle в Швейцарии, Чили, Индонезии, Польше, Канаде, Германии, Великобритании, Австрии, Ирландии и на Филиппинах парализовало работу местных офисов Nestle на период от трех дней до недели, сообщил "Бизнесу" источник в компании. "Когда внедрялась программа в Польше, в ней обнаружилось много ошибок, ее было сложно использовать, к тому же ее не перевели на польский язык. Поначалу создать в новой интерактивной среде даже простой документ было очень трудно",-- так собеседник "Бизнеса" описывает внедрение Globe в польском офисе Nestle.
Для того чтобы представить роль Nestle на российском рынке, достаточно обратиться к статистике. По данным "Бизнес Аналитики", в первом полугодии 2004 года доля Nestle на кондитерском рынке составила 25,9%, на рынке растворимого кофе -- 39%, на рынке минеральной и питьевой воды -- 26,5%. Так что даже непродолжительная остановка поставок продукции Nestle может иметь серьезные последствия для рынка.
Дистрибуторы уже изучают варианты компенсации возможных потерь за счет смены поставщика. "В эти две недели мы погасим дефицит товаров за счет других поставщиков. Продолжим ли мы отношения с Nestle впоследствии, будет зависеть от спроса на их товары",-- говорит руководитель отдела маркетинга дистрибуторской компании "Анекс Фуд" Елена Весловская. Представитель другого дистрибутора Nestle говорит, что его убытки за две недели простоя могут составить от $7,5 тыс. до $35 тыс. "Попробуем запастись продукцией заранее",-- говорит собеседник "Бизнеса". А представитель компании "Реал Холдинг" Михаил Воскобойников надеется, что запасов продукции Nestle на складах хватит на две недели: "Если такая крупная компания как Nestle прогнозирует остановку отгрузки, она непременно снабдит дистрибуторов продукцией",-- говорит Воскобойников.
Тем не менее, директор по маркетингу компании "Милагро Фудс" Никита Морев не исключает, что двухнедельный перерыв поставок Nescafe будет способствовать увеличению продажи кофе Milagro. Другие конкуренты Nestle отказались от комментариев.
Сама "Nestle-Россия" потеряет куда больше, чем ее дистрибуторы. По экспертным оценкам, оборот компании в 2003 году составил около $850 млн. Аналитик ИК "Тройка Диалог" Виктория Гранкина оценивает потери Nestle от двухнедельного простоя в $40 млн: "На февраль-март приходится послепраздничный рост спроса, именно тогда потери компании могут быть особенно значительными". С ней соглашается и аналитик ИК "Атон" Алексей Языков, отмечая, впрочем, что эти потери оправданны -- в перспективе внедрение Globe может способствовать развитию компании. "За два-три года компания покроет все расходы на Globe, ведь унификация информационной системы с иностранными коллегами принесет ей дополнительную прибыль",-- полагает он.
Российские офисы других международных компаний используют аналогичные ИТ-системы, однако их внедрение еще не приводило к срыву поставок. "Два года назад мы внедряли аналогичную систему. Но мы обновили программное обеспечение во время новогодних праздников, когда рынок стоит. Конечно, были технические сложности, но простоев они не вызвали",-- говорит пресс-секретарь российского представительства Coca-Cola Владимир Кравцов.
Эксперты ИТ-рынка также удивлены, что установка новой системы потребует так много времени. "Обычно в момент перехода со старой системы на новую используются обе, и поставки не прекращаются. Если Nestle берет тайм-аут на две недели, это говорит либо о некомпетентности компании, внедряющей новую среду, либо о том, что Nestle перестраховывается, принимая во внимание опыт других стран",-- считает гендиректор компании "i2 СНГ" (разработчик программного обеспечения) Игорь Карпачев.
Однако источники "Бизнеса" отмечают, что двумя неделями простоя дело может и не ограничиться. "Есть проблемы с качеством соединения в рамках Globe. Непонятно, как наши региональные представители, которые не знают английского, будут работать в этой системе",-- опасается собеседник "Бизнеса".


Деловая газета "Бизнес"