18.10.2004

ОТЭКО займется нефтью. Компания построит в Краснодарском крае нефтяной терминал за $180 млн



Илья Хренников

Крупнейший частный владелец железнодорожных цистерн — компания ОТЭКО, принадлежащая предпринимателю Мишелю Литваку, — построит собственный нефтетерминал за $180 млн в черноморском порту Железный Рог. Участники рынка считают, что неразвитая инфраструктура порта и проблемы с прохождением танкеров через турецкие проливы могут помешать успешной реализации проекта.


ОТЭКО – крупнейший в России частный оператор железнодорожных цистерн. Перевозит более 14 млн т нефти и нефтепродуктов ежегодно, управляет парком из 14 000 цистерн, принадлежащих компаниям “Русский мир” и “СФАТ”. “Русскому миру” принадлежит более 66% акций “СФАТ”, 100% акций “Русского мира” находятся в собственности голландской Malmros Continental Property B.V., подконтрольной предпринимателю Мишелю Литваку.

Сотрудник ОТЭКО рассказал “Ведомостям”, что будущей весной компания начнет строительство терминала в строящемся порту Железный Рог в Краснодарском крае. По его словам, терминал рассчитан на перевалку до 10 млн т нефтепродуктов и сырой нефти. Его первая очередь может быть запущена уже в 2006 г. “Мы хотим оказывать клиенту максимально полный спектр услуг — не только перевозку нефтепродуктов, но перевалку в собственном порту”, — объясняет сотрудник ОТЭКО. По его словам, еще в 2000 г. “Русский мир” приобрел компанию “Таманьнефтегаз”, которая арендует у администрации Краснодарского края земельный участок в 160 га под строительство нефтетерминала. Сейчас ТЭО проекта разработано и проходит экспертизу. Глава дирекции Минтранса Анатолий Паперный, знакомый с ТЭО проекта, говорит, что ОТЭКО планирует инвестировать в строительство терминала около $180 млн.

На рынке неоднозначно относятся к новому проекту. Источник, близкий к “ЛУКОЙЛу”, говорит, что несколько лет назад компания сама искала площадку под строительство нефтепродуктового терминала на Черном море, но потом отказалась от этой идеи. “Существуют проблемы с вывозом нефти за пределы Черноморья из-за введенных Турцией ограничений на проход судов через Босфор, — говорит он. — Да и мощностей украинских портов Феодосия и Керчь хватает для перевалки нефтепродуктов”.

Бывший замминистра путей сообщения Александр Анненков, занимающийся нефтетранспортным бизнесом, считает, что новый порт будет востребован, поскольку железнодорожный тариф до Железного Рога примерно на 30% ниже, чем до украинских портов.

Гендиректор компании “Балттранссервис”, владеющей 5500 цистерн для перевозки нефти, Владимир Прокофьев считает проект конкурентов малореальным. Он указывает, что вокруг порта не развита инфраструктура. В частности, необходимо строить железную дорогу и проводить дноуглубительные работы. “В России не хватает портовых мощностей по экспорту нефтепродуктов, поэтому терминал в Железном Роге будет востребован, — говорит гендиректор консалтинговой компании Transcare Владимир Ашурков. — А вот мощности по перевалке сырой нефти в будущем — с вводом в строй новых проектов "Транснефти" — могут оказаться избыточны”.



Ведомости