05.08.2004

Московские вампиры заработали больше хоббитов. "Ночной дозор" собрал рекордную сумму



На этой неделе фильм "Ночной дозор" стал лидером российского кинопроката по объему кассовых сборов, получив более $14,3 млн. Это знаковое событие для отечественной киноиндустрии: оно говорит о том, что российское кинопроизводство может на равных конкурировать с голливудским. Теперь, говорят участники кинорынка, можно ждать увеличения инвестиций в российское кино. Впрочем, не все они уверены, что это пойдет ему на пользу.

       Спродюсированный "Первым каналом" "Ночной дозор" в начале недели установил абсолютный рекорд российского кинопроката по количеству кассовых сборов. Фильм, показ которого еще продолжается, собрал за 25 дней проката $14,3 млн – на $260 тыс. больше предыдущего рекордсмена – фильма "Властелин колец: возвращение короля". По количеству зрителей (за 25 дней было продано 3,8 млн билетов) "Ночной дозор" обогнал "Властелина колец" почти на полмиллиона человек. По прогнозу директора по кинопрокату "Гемини-фильма" (компания занимается прокатом "Ночного дозора") Марины Бодягиной, фильм будет идти в кинотеатрах еще две-три недели. "Надеемся, что сборы превысят $15 млн",– говорит госпожа Бодягина.

       Причин такого успеха несколько. Во-первых, в России появилось достаточное количество современных кинотеатров – сейчас в стране работает около 600 современных кинозалов (для сравнения: в 1995 году таких залов было всего восемь). Динамика рынка кинопоказа говорит о том, что рост доходов населения сделал кино доступным и массовым видом досуга. Если в 2002 году продажа билетов в кино по стране принесла порядка $110 млн, то в 2003 году сборы составили уже $200 млн. В этом году рынок вырастет почти в 1,5 раза – до $270 млн.

       Во-вторых, "Ночной дозор" появился в очень удачное время: 8 июля, когда фильм вышел на экраны, у него фактически не оказалось конкурентов в прокате. Единственным серьезным соперником мог оказаться "Человек-паук-2", но в это время уже пошла вторая неделя показа этого фильма. Кроме того, пользующиеся бешеной популярностью в США фильмы, основанные на комиксах, в России идут не с таким успехом.

       Однако главную роль сыграла беспрецедентная рекламная поддержка фильма, о чем говорят и сами прокатчики. "На первом месте среди факторов, обеспечивших успех фильма, я бы назвала мощную рекламную кампанию,– говорит Марина Бодягина.– Но при этом у нас в активе была заинтересованная аудитория читателей автора романа 'Ночной дозор' Сергея Лукьяненко, которую мы оценили примерно в 2 млн человек, свежая идея не детективного и не криминального российского кино".

       Оценить объем рекламной кампании "Ночного дозора" довольно сложно. По оценке специалистов BBDO Moscow, ее телевизионная часть могла стоить около $2 млн, однако значительная часть могла оплачиваться по бартеру, учитывая что "Первый канал" – продюсер фильма. Эксперты кинопрокатных фирм оценивают кампанию в целом примерно в $3 млн, причем без учета непрямой рекламы: например, многочисленных репортажей о фильме в вечернем эфире "Первого канала". Программный директор одной из московских кинотеатральных сетей, попросивший не называть его имени, вообще оценил затраты по продвижению в $6 млн. "Точные цифры назвать сложно, но очевидно, что рекламная кампания 'Ночного дозора' получилась просто гигантской. Аналогов ее не было, да и ни один блокбастер не сможет позволить себе чего-то подобного",– считает программный директор "Каро-фильма" Ирина Прокофьева. Впрочем, если отталкиваться от более скромных оценок в $3 млн, рекламная кампания "Ночного дозора" находится вполне в рамках мировой практики: рекламный бюджет голливудских блокбастеров составляет обычно 50-100% их производственного бюджета. Съемки же "Ночного дозора" обошлись в $4,2 млн. Разработкой и размещением рекламы "Первый канал" занимался самостоятельно.

       Успех "Ночного дозора" будет иметь важные последствия для отечественного кинопроизводства. "Мы хотели показать, что российское кино может быть успешным и прибыльным. Пример 'Ночного дозора' благоприятно скажется на кинопроцессе и позволит финансовым структурам рассматривать кино как бизнес",– уверен директор общественных связей "Первого канала" Игорь Буренков.

       С тем, что успех фильма привлечет в кинопроизводство значительные инвестиции, согласны все опрошенные Ъ кинопродюсеры и кинопрокатчики, однако некоторые участники рынка сомневаются, что это пойдет на пользу киноиндустрии в целом. "Очевидно, что инвесторы начнут вкладывать деньги в кинопроизводство, но талантливых продюсеров и режиссеров в России явно меньше, чем желающих снимать кино,– считает глава компании "Кармен-Медиа" Павел Шиловский.– Так что через пару лет зрители убедятся, что большая часть снятого не соответствует их ожиданиям, и станут меньше ходить в кинотеатры". Повторить же коммерческий успех "Ночного дозора", по мнению кинопрокатчиков, без такой же мощной рекламной поддержки российские фильмы едва ли смогут.

    Активнее рекламировался только Samsung

Самой масштабной оказалась рекламная кампания фильма в наружной рекламе: 569 поверхностей в июле в Москве. Больше "Ночного дозора" в это время рекламировался только Samsung. На телевидении (на "Первом канале" и СТС) прямая реклама "Ночного дозора" появлялась 389 раз – с такой интенсивностью рекламируются группа предприятий "Ост", "Ингосстрах". В прессе фильм рекламировался мало: всего 11 выходов. Однако прямая реклама не единственное средство продвижения "Ночного дозора": о фильме рассказывали в репортажах "Первого канала" в прайм-тайм, в многочисленных публикациях в прессе. Были и необычные рекламные ходы, например, МТС рассылала своим абонентам SMS с предложением сходить на фильм.

Самые успешные проекты мировой киноиндустрии

Место в рейтинге Название фильма Дата премьеры Дистрибутор Бюджет ($ млн) Мировые прокатные сборы ($ млн) Прибыль студии ($ млн)*
1 "Титаник" 19 декабря 1997 года 20th Century Fox 200,0 1 835,4 717,7






2 "Властелин колец: возвра-щение короля" 17 декабря 2003 года New Line 94,0 1 117,6 464,8





3 "Парк юрского периода" 11 июля 1993 года Universal 63,0 920,1 397,1






4 "Звездные войны" 25 мая 1977 года 20th Century Fox 11,0 797,9 388,0






5 "Инопла-нетянин" 11 июня 1982 года Universal 10,5 775,9 377,5






6 "Властелин колец: две башни" 18 декабря 2002 года New Line 94,0 923,0 367,5






7 "Гарри Поттер и фило-софский камень" 16 ноября 2001 года Warner Bros. 130,0 975,8 357,9





8 "Звездные войны: эпизод I. Скрытая угроза" 19 мая 1999 года 20th Century Fox 115,0 925,6 347,8





9 "Гарри Поттер и тайная комната" 15 ноября 2002 года Warner Bros. 100,0 869,4 334,7





10 "День незави-симости" 3 июля 1996 года 20th Century Fox 75,0 813,2 331,6






11 "В поисках Немо" 30 мая 2003 года Buena Vista 94,0 844,4 328,2






12 "Властелин колец: братство кольца" 19 декабря 2001 года New Line 109,0 867,7 324,8





13 "Король Лев" 15 июня 1994 года Buena Vista 79,3,0 767,9 304,7






14 "Шестое чувство" 6 августа 1999 года Buena Vista 40,0 672,8 296,4






15 "Форрест Гамп" 6 июля 1994 года Paramount Pictures 55,0 679,4 284,7






16 "Шрек-2" 19 мая 2004 года DreamWorks SKG 70,0 705,1 282,5






17 "Страсти Христовы" 25 февраля 2004 года New Market 25,0 609,5 279,7






18 "Человек-паук" 3 мая 2002 года Sony 139,0 821,7 271,9






19 "Звездные войны: эпизод VI. Возвра-щение Джедая" 25 мая 1983 года года 20th Century Fox 32,5 572,7 253,9

 



20 "Один дома" 16 мая 1990 20th Century Fox 15,0 533,7 251,9







*Оценка прибыли проведена из расчета, что студия получает 50% кассовых сборов. При этом не учитывались доходы от продажи видеокопий, прав на телепоказ и т. д. Источник: интернет-сайт The Numbers (http://www.the-numbers.com/)


КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ
       


КоммерсантЪ