05.08.2004

Lockheed Martin отвоевал у «Сухого» Бразилию



США выигрывают у России борьбу за поставку Бразилии 20 истребителей. Конечно, Россия обещает бразильцам контракт от «Аэрофлота» на 50 региональных самолетов, но американцы из Lockheed Martin уже взяли бразильцев в партнеры для производства самолета-шпиона нового поколения. А значит, у F-16 больше шансов на победу в тендере.

То, что именно Lockheed Martin получила контракт стоимостью $6 млрд на изготовление самолетов-шпионов для американских военных, свидетельствует, что власти США так и не простили авиастроительной корпорации Boeing скандала, связанного с поставкой 100 самолетов-заправщиков.

Модель самолета-шпиона Aerial Common Sensor, предложенная на прошедшем тендере корпорацией Lockheed Martin, основана на корпусах гражданских лайнеров производства бразильской компании Embraer, а конкурент Lockheed Martin – Northrop Grumman – предлагал использовать реактивный самолет Gulfstream американской General Dynamics. Таким образом, Boeing лишился многолетней привилегии поставлять корпуса для американских шпионов: начиная с 1970-х годов самолеты этого типа собирали на базе Boeing 707, а затем Boeing 767.

Скандальный контракт на покупку 100 авиатанкеров на общую сумму $20 млрд Пентагон подписал с Boeing в 2002 году. Вскоре появилась информация, что одна из сотрудниц отдела снабжения ВВС США помогла Boeing выиграть тендер, предоставляя в компанию сведения о ее конкуренте – европейской корпорации ЕADS, а через несколько месяцев перешла на работу в Boeing.

Сенат США не утвердил итоги тендера на производство авиазаправщиков, а в конце прошлого года компанию покинул председатель совета директоров и гендиректор Филип Кондит, чтобы снять с Boeing обвинение в коррупции. Скандал стал тяжелейшим ударом по компании: он привел к охлаждению отношений с Пентагоном и снижению спроса на гражданскую продукцию корпорации, вследствие чего европейская EADS прочно закрепилась на первом месте по уровню мировых продаж самолетов.

Победа Lockheed Martin сначала удивила наблюдателей. «Все думали, что победит Northrop с самолетом Gulfstream», – заявил в интервью американской прессе Лорен Томпсон, аналитик Arlington (базируется в Лексингтонском институте, который изучает проблемы национальной безопасности. – «Газета.Ru»).

Однако совершенно очевидно, что успеху Lockheed Martin содействовало партнерство с Embraer, компании из Бразилии, – страны, за рынок которой бьются Россия и США. Бразильские власти проводят тендер на изготовление истребителей в количестве 20 машин на сумму более $1 млрд. Явным фаворитом гонки за этот контракт до сих пор был российский Су-35 производства КБ «Сухой».

«Наши летчики просто в восторге от этого истребителя. Мы хотим, чтобы он стал победителем тендера, но в парламенте существует сильное лобби в поддержку французского «Миража», – заявлял в прошлом году высокопоставленный представитель минобороны Бразилии.

Российской стороне однозначно дали понять, что «Сухой» действительно победит в тендере, если отечественные авиакомпании закупят в Embraer крупную партию гражданских самолетов.

Вполне вероятно, что заказчиком бразильских авиастроителей станет «Аэрофлот». В авиационных кругах говорят, что правительство РФ настойчиво рекомендовало компании назначить Embraer победителем тендера на поставку 50 региональных самолетов емкостью до 100 мест.

По сведениям «Газеты.Ru», «Аэрофлот» уже начал рассылку тендерной документации, однако до подведения итогов еще далеко – победитель будет объявлен лишь в будущем году.

А вот американцы уже продвинулись в лоббировании в Бразилии своего F-16, который даже не входил в группу фаворитов тендера на изготовление истребителей для ВВС страны. Не исключено, что победа корпорации Lockheed Martin и ее партнера Embraer в тендере на производство самолета-шпиона нового поколения для американских ВВС может повлиять на выбор бразильскими властями поставщика 20 истребителей. Поэтому успех российского КБ «Сухой» с самолетом Су-35 кажется уже не таким очевидным, как раньше.

Официальных комментариев из США на этот счет пока нет. Известно только, что эскадрилья из 57 американских шпионов будет собрана на базе корпусов бразильских гражданских судов ERJ 145 и EMB 145. Поставка первого самолета для армии будет осуществлена в 2010 году, а морская версия последует в 2012 году. Эта модель будет предназначена для получения сведений с поля битвы, наблюдения, подслушивания радиосигналов и точного определения радарных местоположений.

Газета.RU