02.06.2003

МТС: перезагрузка. Часть сети крупнейшего сотового оператора висела пять часов



В минувшую пятницу с 13. 46 до 18. 30 сотни тысяч абонентов крупнейшего российского сотового оператора "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) остались без связи. Сотовые операторы и их абоненты начали привыкать к авариям в крупных сетях. Специалисты полагают, что подобные неприятности будут повторяться и впредь.
"Извините за неисправность. Попробуйте позвонить снова", - отвечала механическая барышня при попытке позвонить по телефону МТС во второй половине дня в пятницу. Первые сложности с дозвоном возникли у некоторых абонентов МТС в центре Москвы в 13. 46. Именно тогда на одном из 15 московских коммутаторов МТС производства компании Siemens произошел сбой.

"Инженеры Siemens совместно с техническими специалистами МТС перезагрузили коммутатор в течение 13 - 15 минут после сбоя, - рассказал "Ведомостям" первый вице-президент МТС Юрий Громаков. - Однако после перезагрузки коммутатор должен заново зарегистрировать приписанных к нему абонентов. Мы сознательно ограничивали поток подключений, чтобы избежать лавинообразного роста нагрузки". По его словам, никаких работ на коммутаторе во время аварии не проводилось: сбой был вызван ошибкой в программе и случился без каких бы то ни было внешних воздействий.

В московском представительстве Siemens в пятницу вечером подтвердили, что неполадки наблюдались на одном из коммутаторов этой компании. "Определить конкретную причину возникшего сбоя сегодня очень сложно, - говорит сотрудник представительства. - Оперативное вмешательство технических специалистов Siemens позволило большей части абонентов центра Москвы беспрепятственно осуществлять и принимать звонки после 17. 00, а к 18. 30 сеть была восстановлена полностью".

В основном от сбоя на коммутаторе пострадали абоненты, находящиеся в пределах Садового кольца, однако оценить, сколько именно пользователей испытало проблемы со связью, в МТС не смогли. "Такой сложной подсистемы коммутации, как у МТС в Москве, нет нигде в Европе, - говорит Громаков. - К сожалению, ни один поставщик оборудования ни одному оператору не дает абсолютных гарантий, поскольку из-за возможных сбоев в программном обеспечении технические системы не обладают 100% -ной надежностью".

С ним согласен управляющий партнер компании ACM-Consulting Михаил Алексеев. "По своим масштабам Московская лицензионная зона имеет очень мало аналогов в мире. Фактически московские сети "ВымпелКома" (она обслуживает 4,22 млн человек. - "Ведомости") и МТС (порядка 4 млн пользователей. - "Ведомости") - два очень ответственных полигона для производителей оборудования, и сложность задач такова, что они не всегда могут успешно их решить", - говорит Алексеев.

Представители "ВымпелКома" предпочли не злорадствовать по поводу проблем конкурента, так как сами оказывались в подобной ситуации. "От такого никто не застрахован, ведь сотовые сети GSM находятся в состоянии бурного роста", - говорит директор "ВымпелКома" по связям с общественностью Михаил Умаров.

Зато советник гендиректора московской сети "МегаФон" Роман Проколов считает, что его компании в ближайшее время подобные проблемы не угрожают. "У нашей сети есть хороший технический резерв по емкости: она способна обслуживать до миллиона абонентов", - говорит он. Сегодня московский "МегаФон" обслуживает лишь около 430 000 человек.

Умаров не ожидает массовых переходов абонентов к другому оператору из-за проблем со связью. "Большинство абонентов относится к этому спокойно. Предыдущие сбои в сети МТС и в нашей сети не вызывали значительных миграций абонентов", - говорит он.

Большинство опрошенных "Ведомостями" абонентов действительно отнеслись к сбою с пониманием. "Были определенные сложности, но не критические: всегда есть секретариат", - говорит заместитель председателя правления "Норильского никеля" Максим Финский. Правда, сами сотрудники секретариата "Норникеля" восприняли сбой более болезненно. "Было очень неудобно дозваниваться до тех, кто находился вне офиса. Многое было сделано с большим опозданием", - пожаловался один из них.

"Подобные срывы доставляют массу как рабочих неприятностей и неудобств, так и личных, семейных волнений, - говорит замгендиректора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) Александр Вознесенский. - Я вынужден пользоваться МТС, поскольку наша организация находится у них на корпоративном обслуживании. Что же касается моих домашних, мои взрослые дети уже на всякий случай дополнительно имеют SIM-карту другой системы, не надеясь на устойчивую связь МТС".

"Часть звонков и контактов пришлось перенести на понедельник", - сетует гендиректор компании "Барма" Вадим Громов. Однако претензий к МТС он предъявлять не будет и оператора менять не собирается.

КОГДА ВИСЕЛИ СЕТИ: Проблемы в сетях московских GSM-операторов становятся обычным делом. Первый крупный сбой в сети МТС произошел 3 августа 2000 г. , когда связь не работала в течение пяти часов. Компания назвала официальной причиной аварии повреждение наземных каналов связи. Спустя две недели на два дня без связи остались абоненты МТС, уехавшие за границу. Причину аварии искали у немецкого оператора Deutsche Telekom и компании Siemens. Следующая авария произошла 15 декабря 2000 г. - на этот раз по вине другого производителя оборудования, компании Motorola, специалисты которой устанавливали программное обеспечение для новой технологии передачи данных GPRS. Затем сеть ненадолго подвисала 28 декабря того же года. Еще один сбой в сети МТС случился 23 января 2001 г. , по данным компании - опять из-за коммутатора Siemens.

У "ВымпелКома" сеть висела по нескольку часов 25 и 26 апреля прошлого года из-за сбоя программного обеспечения на коммутаторе французской фирмы Alcatel. Еще один сбой в сети "ВымпелКома" произошел 3 июня, а на следующий день с такими же проблемами столкнулся МТС. А в начале марта этого года счета 49 000 абонентов "ВымпелКома" оказались заблокированными из-за обновления билинговой системы (программного обеспечения, отвечающего за выставление счетов абонентам).

Источник: Ведомости