Максим Балабин, 33 года,
арт-директор журнала "Афиша"


1. Учился электрофизике в Московском энергетическом институте. Занимался промышленными базами данных. В 2000 году пришел в afisha.ru с тайным намерением изменить все в своей жизни. В какой-то момент стал веб-дизайнером. Потом неожиданно для себя решил рискнуть и пошел...">

Загрузка...
Состав рекламного рынка

Максим Балабин: "Правильный дизайн похож на мясорубку"


Максим Балабин, 33 года,
арт-директор журнала "Афиша"


1. Учился электрофизике в Московском энергетическом институте. Занимался промышленными базами данных. В 2000 году пришел в afisha.ru с тайным намерением изменить все в своей жизни. В какой-то момент стал веб-дизайнером. Потом неожиданно для себя решил рискнуть и пошел работать дизайнером в журнал "Афиша" - с условием, что если получится - остаюсь, нет - ухожу. В тот момент я не обладал никакими специальными полиграфическими знаниями, Quark XPress не видел ни разу, от макинтоша пришел в ужас (первое время пользовался маком и PC, стоящими рядом). Но все удалось и через некоторое время я стал арт-директором "Афиши". Этим и занимаюсь последние три-четыре года.

2. Поскольку я учился всему на рабочем месте, моими преподавателями стали арт-директор ИД "Афиша" Ира Волошина и главный редактор Илья Осколков-Ценципер - в спорах с ним я очень многое понял.

3. Первый профессиональный гонорар мне выписали за векторную иллюстрацию для одного мужского журнала, но я так и не сходил за ним. На фоне того виртуального, чем я тогда занимался, приятен был сам факт, что моя картинка появилась в напечатанном виде, на бумаге.

4. В "Афише" я отвечаю за вид журнала - то есть за все, кроме текстов. За то, чтобы он нравился или раздражал - чтобы вызывал эмоции. И как неизбежное следствие - за то, чтобы все неравнодушные покупали его, принося владельцам миллионы долларов. Если более конкретно, то, конечно, за обложку, бодрую и продаваемую. За фотографии и иллюстрации. Большая часть работы - это общение с редакцией и фото-службой, с фотографами и иллюстраторами. Ну и разговоры со всеми, кто вовлечен в процесс: о фотографии, о современном языке, о стиле, о том, почему это хорошо, а то нет.

5. У меня плохая память, поэтому я складываю понравившиеся картинки на десктоп, а после того, как их там накапливается немыслимая куча, раскладываю в папки - фото, развороты, обложки журналов, иллюстрации, дизайны всего на свете. Что-то снимаю на улице - на самом деле все, за что цепляется глаз. Потом можно копаться в накопленном - мне это удобнее, чем рыться в шкафу с журналами и книгами. Хотя иногда приятно полистать и бумажные журналы. Ну и del.isio.us, конечно, удобная штука для хранения всех веб-закладок.

6. Мое рабочее место выглядит так:



7. Для работы мне обязательно иметь Macintosh, цифровой фотоаппарат и сеть - чтобы отвлечься. Если я не отвлекаюсь, не получается никакой работы.

8. Работа в журнале с двухнедельным циклом производства - почти всегда непрерывное решение проблем. Когда при этом планка собственных амбиций задрана высоко, процесс похож на постоянную проверку собственных возможностей. Можно реализовать любые творческие фантазии, но при этом существует очень большая ответственность. Это интересно и страшно. Страшно, потому что "Афиша" - серьезный бизнес, который зависит и от меня. Интересно, потому что сам выбираешь тех, с кем тебе общаться - и так уж получается, что они - самые лучшие и приятные люди в этой индустрии. А вообще работа в "Афише" больше всего похожа на серфинг в каком-то хорошем месте. Огромная волна, под которой непременно есть острый риф - так что нельзя ошибаться, одно падение - и ты выбываешь из игры. Зато если ты едешь - то едешь красиво. И так же как в серфинге, главное тут - много, очень много грести. Гребешь 99% времени, 1% - едешь, но этот процент легко делает остальные девяносто девять.

9. Как правило, как только журнал ушел в типографию, он перестает мне нравиться: журнал настолько живая штука, что идеально сделать его сложно. Даже если получится что-то на все 100%, то обязательно заберешь из типографии другой продукт: кто-то что-то передвинет, перекрасит вынос на обложке, поменяет переносы - хотя читатель этого, конечно, не заметит. Тем не менее, вот наиболее удачные номера:



10. У меня нет друзей-дизайнеров, нет человека, который бы профессионально оценил то, что я делаю. Иногда, чтобы подогреть меня, знакомые пересказывают, что, мол, "показывал журнал "Афиша" приятелю из английского журнала N. - ему очень понравилось, не мог поверить, что это русские делают". При этом понимаешь, что на самом деле тебя оценивают как папуаса, который умеет читать.

11. Я много всего смотрю, очень много - это часть моей работы. Смотрю по возможности все интересные западные журналы и даже иногда неинтересные. Поскольку журнальный дизайн и журнальная фотография - очень динамичная вещь, просматривать приходится регулярно. Что-то - в сети, что-то мне привозят, что-то можно купить в переходе под Тверской. Русские издания тоже листаю - мне любопытно наблюдать за тем, что происходит и тут. Растет мастерство сельских спортсменов. Очень много смотрю фотографии - портфолио всяких монстров, flickr, фотоагенства и блоги - все-все. Ну и куда деваться от гигабайтов того, что проходит через мои руки в процессе изготовления журнала. Впрочем, фотография - это главное что забавляет меня и никогда не надоедает.

12. Россия в смысле издательского бизнеса сейчас практически ничем не отличается от какой-нибудь не самой главной европейской страны, к примеру, Испании - ну, может, там на пару-тройку интересных изданий побольше. Но должно быть понятно, что мы никогда не станем такими как Англия или США, здесь нет такого количества дизайнеров и фотографов. И никогда не будет.

13. Поскольку в журнале для меня очень важна фотография, я люблю во всем этом копаться самостоятельно. И журналы мне часто нравятся с фотографической точки зрения. А так - каждый по-своему: радикальные журналы - неожиданными ходами, большие издания с миллионными тиражами - структурой и устройством, небольшие арт-журналы - прежде всего фотографиями и концепцией:


Несколько журналов, не всегда самых важных, но достойных интереса:
i-D, главный стилевой журнал про все новое, Vice - бескомпромиссный панк-подход к окружающему миру, весело и задорно, carl's cars - лучший новый журнал, очень интересный, красивый и ловко придуманный, lodown - история про самодельные журналы с хэппи-эндом, Studio Voice - ничего сногсшибательного, как и все практически японские журналы, но всевозможные мелочи можно разглядывать очень долго, Numero - холодный красивый глянец, прекрасный образец.


14. Жалко, что журнал i-D сделал не я. Фэшн-журнал, которому столько лет, и каждый номер по прежнему интересен - это здорово.

15. Я хотел бы поработать в любом из английских стилевых журналов.

16. Информацию я всегда ищу в сети. И листаю новые журналы.

17. Раньше иллюстрация не рассматривалась в русских журналах как полноценная вещь, как альтернатива фотографии. Я был знаком с каким-то количеством людей, которые рисовали, и придумал несколько лет назад такой трюк - сделать целый номер "Афиши" без единой фотографии - http://illustrators.afisha.ru (большую помощь мне оказала Лена Плескевич - арт-директор afisha.ru и иллюстратор). После этого поднялся шум, стали звонить, спрашивать контакты иллюстраторов - в общем, лед тронулся. Благодаря этому номеру многие из тех, кто сейчас называет себя иллюстраторами, стали зарабатывать деньги рисованием. Иллюстрированная "Афиша" была достаточно рискованным с финансовой точки зрения предприятием - но все получилось прекрасно. Хотя самый большой риск был в том, что многие рисовали на заказ впервые в жизни (а до того - только в блокнот) и мы боялись не успеть в сроки.

Год спустя мы сделали второй иллюстрированный номер и он подтвердил, что иллюстрация у нас прижилась.

18. В будущем бумажные журналы станут раритетом. Таким же эстетическим высказыванием, как винил. Уже в ближайшие годы большинство журналов перестанут быть бумажными, их будут скачивать и читать в специальных гаджетах, как сейчас смотрят кино в смартфонах. Но удовольствие полистать бумажный журнал все равно останется, так что совсем они не исчезнут.

19. Я хочу научиться: красиво кататься на серфе, на больших волнах. Индонезийскому и английскому языкам. Фотографировать лучше всех, делать кино и еще миллиону всевозможных вещей.

20. Я никогда не буду работать на ТВ. Принципиально. Мне кажется, что современное телевидение - это воплощенное зло.

21. Я всех всегда слушаю, интересуюсь различными мнениями, но принимаю самостоятельное решение. Бывает, все вокруг кричат, что я не прав, но если я уверен, то делаю по-своему. И в конечном итоге оказывается, что я был прав.

22. Если бы я не был тем, кто я сейчас, то я бы хотел жить где-нибудь в теплом климате, недалеко от экватора, рядом с океаном, и кататься там на доске. Индонезия или Латинская Америка в самый раз. Не работать ни на кого, оставив свой успешный бизнес, как Шон Стусси или Дэвид Карсон. Но пока нет лишнего миллиона и успешного бизнеса и есть над чем работать, приходится совмещать мечты с реальностью.

23. Меня расстраивает ограниченность.

24. Меня раздражает мое раздражение. У меня невыносимый характер.

25. insomnia magz - придуманный мной журнал: примерно год я, чтобы развлечься, придумывал номера этого журнала и рисовал для них обложку:



26. В личной жизни меня сопровождают марки Volcom и Vans. Volcom я люблю за всегда отличный и не всегда стандартный крой одежды и общий боевой дух, а Vans - за фразу off the wall и верность традициям панк-рока.

27. Нетрудовые увлечения: серф, сноуборд.

28. Мои работы можно будет когда-нибудь посмотреть тут: mxl.ru.

29. Пользуясь случаем, хочу сказать вот что:

Дизайн не мог бы существовать, если бы до него не было ничего. Дизайн - это либо нарушение чего-то, либо повторение, работа с чем-то, уже сделанным. Поэтому сейчас западный дизайнер всегда лучше, чем русский - он просто больше хорошего видел. Правильный дизайн похож на мясорубку - в него вливается все: таблички на трамвайной остановке в Хельсинки, кривой листок из факса, афиша кинотеатра в Нижнем Новгороде, просмотренная книга Рэма Колхаса про урбанистику, три пойманные волны на рифе Gerupuk Outside и одна самая большая не пойманная, утренняя меланхолия, и точно попавший в настроение трек в iTunes.

30. Если у вас есть вопросы ко мне, задавайте их: [email protected]



Ведет проект Юлия Богатко
.2006

Загрузка...


New (art) Generation
New (art) Generation - это те, кто уже сейчас закладывает основы принципиально нового подхода к визуальной культуре. Кто учился на западных примерах и не обременен "советской" нехваткой красивого вокруг. Молодые графические и промышленные дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, архитекторы, дизайнеры шрифтов, копирайтеры - от выпускников профильных вузов до арт-директоров - новый объект наблюдения Юлии Богатко.

Редакция Sostav.ru убедительно просит воздерживаться от критики работ, иллюстрирующих рассказ об их авторах, потому что цель проекта - не их демонстрация, а представление людей, которые в самое ближайшее время будут обновлять картину мира.
New (art) Generation, 2008 г.
New (art) Generation, 2007 г.
New (art) Generation, 2006 г.

© Состав.ру 1998-, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов