Sostav.ru - [как) Дизайн! - Выпуск 23. КЕЛЬТЫ В СНЕГАХ
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
[как) Дизайн!
Версия для печати

Выпуск 23.
КЕЛЬТЫ В СНЕГАХ




Глобальная коммуникационная компания The Attik была создана
в 1986 году. Сейчас ее годовой оборот - несколько миллионов
фунтов стерлингов. Офисы - в Лондоне, Хаддерсфилде, Нью-Йорке,
Сан-Франциско и Сиднее. Среди клиентов - Nortel Networks, Adidas,
Walt Disney, Heineken, Kodak, EMI, General Motors, Nike, Microsoft,
Sony, Ford Motors, Levi's, Virgin Mobile, Formula One, Swiss Re и др.
Компания делает шрифты и фирменный стиль, снимает ролики, работает для
ТВ, музеев, магазинов, занимается театральной сценографией, Интернетом,
вплоть до промышленного дизайна. Очень гордится некоммерческим проектом Noise.



Почти год прошел с тех пор, как Москву посетили посланцы компании The Attik. На выступлении был полный аншлаг. Статья Владимира Шухмина печатается в сокращении, полная версия в журнале [кАк), номер 3 (35) 2005 года "Английский дизайн".

"Аттик" - глобальная коммуникационная компания. Занимается всем, чем только можно заниматься в рекламе и дизайне. Разве что не ландшафтами. А так - всем. И везде. Премьер-министр Тони Блэр даже сказал, что "Аттик" - посол Великобритании в мире. И ведь не преувеличил г-н Блэр: офисы "Аттика" помимо Лондона и глухоманного Хаддерсфилда, откуда компания родом, есть в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Сиднее. Нет пока в Москве. Зато люди из "Аттика" - директ-дизайнер Дэвид Грант Диксон (David Grant Dickson) и старший дизайнер Гэри Хортон (Gary Horton) - у нас уже побывали. Оказались веселыми и находчивыми, порассказали много занятного.

Виски с гиннессом
Актовый зал Британской школы набился быстро. Студенты, журналисты, звезды дизайна и шрифта, еще какие-то неопознанные, но тоже звезды. В ожидании начала все усердно рассматривали украшенные плакатами "Аттика" стены. Наконец на сцену поднялись британцы. Директ-дизайнер Грант Диксон, лукаво ухмыляясь, поставил на стол маленькую бутылочку.
Гости, однако, были трезвы, а бутылочка оказалась совсем о другом. Как и целая батарея спиртного в пакете - наглядная иллюстрация первых же слов старшего дизайнера Гэри Хортона.
- У нас страшный акцент, - припугнул русскоязычную аудиторию Гэри с ирокезом на голове. - Грант - ирландец, а я - шотландец.
- Кельты, - как-то обреченно изрек сидевший рядом со мной переводчик Евгений Калинцев. Если суммировать эксклюзив и то, что аттичане поведали на мастер-классе, то рассказали они вот что. Что "Аттик", например, основали самые натуральные панки.

С бабушкиного чердака - в апартаменты королевы
Вот представьте только: экс-панки из Торжка получили бы сейчас из рук Президента России госпремию: Ну, вы затруднились. А вот в Англии - очень даже. Правда, на прием у Ее Величества Елизаветы II в конце 2004-го Саймона Нидхэма (Simon Needham) и Джеймса Соммервилля (James Sommerville) пригласили уже не как панков, а как отцов-основателей "Аттика". Тем более одно другому не мешает.
В 1986 году Нидхэм и Соммервилль - два выпускника художественной школы "Батсли" - спохватились, что пора деньги делать. А до этого только и делали, что рисовали граффити в родном Хаддерсфилде (три часа на север от Лондона). Панки написали в Princess Trust - это вроде фонда для начинающих бизнесменов - и попросили грант для развития очень малого дизайн-бизнеса в совсем уж маленьком Хаддерсфилде.
Дали им 1000 фунтов. Купили они "Макинтош" и начали творить на бабушкином чердаке. Бабушка, кстати, увековечена на их плакате, а исторические ступеньки на чердак - на логотипе "Аттика". Чердак по-английски - attic, но такая компания уже была, и Нидхэм с Соммервиллем легко поменяли букву в конце слова. Теперь слово "attik" тоже знают. И много где знают.
Живо представив скромных панков-1986 из английского Торжка, я спросил у кельтов: это что же, в Старом Свете кому попало под что попало по тысяче фунтов раздают?
- Нет, ну как, - сказал на своем скоттише Гэри Хортон (а говорил в основном он), - они бизнес-план написали, концепцию. Они под что деньги-то брали? Под то, что в этом Хаддерсфилде (туда-сюда пройдешься - и всё) никакой дизайн-студии в помине не было.
Подумалось, что у российских панков из глубинки есть шансы.
- А за сколько лет Саймон с Джеймсом раскрутились? Офис в Лондоне и т. п.?
- Года через четыре, - посовещавшись, решили дизайнеры, а опять же Гэри добавил: - А помог им ШУМ.
Деньги-то хаддерсфилдские панки получили, "Мак"-то купили, а вот заказов у них в 86-м не было. И тогда Джеймс и Саймон с копирайтером Бобом придумали Noise ("Шум").
Ездят ребята по Англии и коллекционируют всякие шумы. Порой фермеры гоняют их с простора полей, дед-лайны коммерческих проектов поджимают, а дизайнеры все придумывают шумам замороченную визуальную транскрипцию. Забавно, но у нас такого - пруд пруди.

Аттический стиль
Загадочная бутылочка, которую Диксон в начале мастер-класса поставил на стол оказалась известным девушкинским напитком - ликером Baileys. Выиграл "Аттик" тендер на "Бейлис" попросту. Взяли да и съездили на тамошний ликеро-водочный завод. Руководство завода так потряс сам факт хождения дизайнеров в народ, что они без раздумий отдали им заказ. Этот интересный зарубежный опыт, увы, не для нас: последствия аналогичного похода российских мастеров могут быть непредсказуемыми:
Фенечка "Бейлиса" - особые завитушки на крышке. Ингредиенты попадают в ликер в пять этапов - отсюда и пять завитушек. Не зря на заводе томились.
Вообще, британцы более всего были убедительны в том, как и чем надо брать заказчика. Надо - упорством. Вот чрезвычайно серьезно подошли, например, к раскрутке новой модели "Тойоты" - Scion. Написали опять сто томов брендбуков - теперь уже по мотивам поездки в континентальную Европу, где Гэри с Грантом опросили молодежь о ее вкусах. Потому что модель Scion - для молодого поколения. В ход, помимо пышных лозунгов, типа: "Говори громче" - пошло все, чем только можно зацепить юность планеты: татуировки, готический стиль и пр. Вашего автора, как, вообще-то, не особо уже и юность, зацепил стиль рисунков doo-doo. Это непереводимое сочетание объясняется просто: сюрные почеркушки, которые человечество делает, говоря по телефону. Оказывается, и за такое можно денег испросить. Надо только знать, с кого.
В клипах для Scion, снятых студией "Аттика" в Сиднее, по крышам за машинами гоняются веселые негры, машины становятся терминаторами и пр.
Рассказывая о женском белье Virgin Ware, Хортон сам немного смутился. Белье радикально бордового цвета. По задумке производителей в нем можно хоть на вечерний прием. Девушки в зале захихикали. А Гэри поведал, как непросто было с кастингом:
Не легче было и с еще одним, довольно необычным проектом - домом. Нет, строительством "Аттик" пока не занялся, а вот корпоративный стиль дома сделал. Дом красивый, высокий, зовется St. Mary Axe, был признан лучшим зданием-2004. Одна беда - после 11 сентября люди боялись покупать в этом лондонском небоскребе офисные площади. И вот задачей дизайнеров было объяснить: не бойтесь, люди - дом прочный, в нем хорошо и уютно. Воззвали к природным ценностям: даже в таком доме - как на воле.
Были и другие поучительные случаи о победах "Аттика", руководящегося в своем творчестве тремя ценностями: Passion, Vision, Creativity. Автору этих строк, созревшему в советское время, не очень симпатична запоздалая капиталистическая тяга к пафосным лозунгам. К тому же под плохо переводимыми на русский Страстью, Видением и Креативностью распишутся, пожалуй, все дизайнеры современности.
- "Аттик" работает на большие компании, но мы стараемся сохранить свою независимость, - сказал Гэри Хортон, а вот о таком, согласитесь, приходится только мечтать.























































23.11.2005 11:18 черепанов
и слов не подобрать. волшебники!
а noise - ящик с чудесами!

23.11.2005 12:28
просто потрясающе!!! гениально!

23.11.2005 12:32 designer
<Вот представьте только: экс-панки из Торжка получили бы сейчас из рук Президента России госпремию>
А у нас Логвин ( конечно не экспанк, но тоже не подарок), с синяком под глазом, получал госпремию из рук президента.

23.11.2005 13:17 К Р Е А Т И Н
"Вкусно" написано!
ЗдОрово, каждую новую колонку все интересней и интересней читать!

23.11.2005 14:53 пуся
Да, неплохо.

24.11.2005 21:42 Doc
Молодцы ;)

02.12.2005 14:20 Зомби Муму
Клёвая статья, молодцы. Только одна просьба - давайте ссылки на официальные сайты героев статей!
Обсуждение закончено
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).


Влад Васильев для журнала [kAk)
Архив:
07.12Выпуск 25. 7 декабря колонка выходит в последний раз 
47
30.11Выпуск 24. Сегодня с нами Девид Карсон 
12
23.11Выпуск 23. КЕЛЬТЫ В СНЕГАХ 
7
16.11Выпуск 22. Промышленный дизайн. А что завтра? 
20
09.11Выпуск 21. Лук(ас) де Гроот. Шрифтовых дел мастер. 
3
02.11Выпуск 20. Наивный "постмодерн" 
7
26.10Выпуск 19. Газетный дизайн-2004 
7
19.10Выпуск 18. Иллюстрация: с глаз долой, из сердца вон? 
26
12.10Выпуск 17. ММФР. 15 лет жизни с Direct Design 
30
05.10Выпуск 16. SND: больше чем приятные картинки 
7
28.09Выпуск 15. Настенный календарь 
16
21.09Выпуск 14. 5 РЕЦЕПТОВ ГОДОВОГО ОТЧЕТА 
13
14.09Выпуск 13. Фудстилизм и с чем его едят. 
21
08.09Выпуск 12. КОЛЛЕКЦИЯ 5 на 9. ПЯТЬ НА ДЕВЯТЬ В РУКАХ МИЛЛИОНОВ 
12
31.08Выпуск 11. Идеи про орхидеи 
25
25.08Выпуск 10. Про индийский дизайн 
14
17.08Выпуск 9. Культура Китаевой 
13
10.08Выпуск 8. Диктатура дизайна на НТВ 
47
03.08Выпуск 7. Страшно интересное время. Продолжение разговора об американском дизайне упаковки 
39
27.07Выпуск 6. Разговор с Андреем Сечиным 
101
20.07Выпуск 5. Дизайн-образование за рубежом: рассказ от первого лица. 
71
13.07Выпуск 4. Конкурс молодых креаторов, Канны, 2005 год 
70
07.07Выпуск 3. 5 лучших упаковок из 100 
30
29.06Выпуск 2. Мастер саг – Стефан Загмайтер 
27
22.06Выпуск 1. Вступительное слово 
41
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов