Sostav.ru - [как) Дизайн! - Выпуск 18. Иллюстрация: с глаз долой, из сердца вон?
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
[как) Дизайн!
Версия для печати

Выпуск 18.
Иллюстрация: с глаз долой, из сердца вон?



Разговор о нас, современных российских иллюстраторах, хочется начать вот с чего. Давайте зайдем на сайт любого западного иллюстраторского агентства - любого размера и любой специфики, - и откроем любой каталог. На этом разговор хочется закончить. Не то, чтобы небо-земля, но - не дотягиваем.

Хотя вроде бы стараемся. Нет, мы - прекрасные, спору нет, я влюблен в нас: давайте тусоваться, давайте делать совместные проекты, давайте... Это все так мило. Только не будем обманывать сами себя. Как ни крути, из двух случайно взятых художников - нашего и иностранного - условно конгениальных по стилю, равных талантом и опытом, иностранный будет выглядеть товарнее. Профессиональнее.

В чем же дело? Почему при равной или большей концентрации божьей искры на равное количестве художников мы имеем в общем зачете поколение дилетантов?

Не станем пенять на артдиректоров: им недосуг выращивать из нас чудо-дерево. У них просто нет на это времени. Тему загадочной русской души и коллективного бессознательного - перескочим.

Не рассказывайте мне, что не хватает времени или не платят денег. Не прокатывает.

Также не станем канючить о бескультурии клиента. Он точно не виноват. Клиент - милейшее существо. Кормилец. Допустим, он ничего не понимает в иллюстрации. Ему вечно хочется чего-нибудь вроде Бориса Валледжо (Вайехо, если угодно). Чего-то красивого, под масло. Так в чем же дело - станем же для него, наконец, Борисами Валледжо! Но нет, скажут мне, это пошло. Что в переводе означает: нам слабо?. Мы не умеем. Нас если и учили, то не этому. Высшие художественные школы здесь выпускают стройные ряды мастеров живописи, гравюры, портрета, пейзажа, промышленного дизайна, шрифта и т.д. - всего, что угодно, кроме живой и товарной иллюстрации. Среди них, надо сказать, есть и полностью сформировавшиеся Борисы Валледжо - эти маршируют, как и полагается, рисовать обложки к научной и не слишком фантастике, или же поступают в арбатский развесной контингент. С тех пор их никто не видел.

Оговорюсь: это я не видел. Небольшое отступление. Иллюстрация является для нас важнейшим из искусств. Она в равной степени требует мастерства и вдохновения, и ставит пробу на то и на другое. Она, как рентгеновский луч, просвечивает насквозь и художника, и издание, и многое может рассказать про общее состояние дел в художественном мире - потому, что всякий художник обязан публиковаться. Если не затем, чтобы прокормиться, то затем, чтобы не зарасти паутиной. В конце концов, просто из положенного художнику эксгибиционизма. Так что будем считать, что все сильные художники - на виду. Даже если специализируются на сториборде или годовых отчетах.

Так вот, живописцев среди них - единицы. Владельцы экзотических дипломов: архитекторы, текстильщики, аниматоры; дизайнеры, занявшиеся рисованием по служебной нужде, девицы, с детсада лелеющие своих принцесс, просто самоучки - неужли вытеснили живописцев? Брезгуют ли живописцы заданным сюжетом? Боятся ли компьютера? Загадка. К слову или нет, вспоминается рассказ одного молодого отца, закатившего скандал воспитательницам в детском саду. Его возмутило, что все без исключения дети рисуют одинаковые оранжевые морковки с зелеными хвостиками. "Мы, - отвечали воспитательницы гордо, - воспитываем в детях адекватное восприятие реальности!"

Из-под пресса здешнего художественного образования удается выйти неповрежденными только самым мощным - этих, слава богу, можно пересчитать по пальцам не только рук, но и ног.

Пусть я романтик: мне представляется, что главное отличие зарубежной системы подготовки иллюстраторских кадров, в первую очередь - американской, состоит в следующем. Каждый её педагог, начиная со школьного, считает своим долгом вытянуть наружу всю индивидуальность, какая есть в начинающем художнике. Все, чем он отличается от других. Пусть даже эта индивидуальность и состоит из пережеванных чужих изобретений. Даст бог, выучится использовать с толком хоть одно.

Но дело даже не в образовании. Посмотрите на тамошних самоучек: как они умеют не-уметь рисовать, как доводят свою кривоту до логического максимума. Нам и не снилось. Так что на образование тоже не надо пенять. Адекватное восприятие реальности в нас воспитывают вот уже сколько лет, а ведь были, были художники - и сейчас есть, и даже в журналах иногда можно увидать, и в детской книге (придется, правда, порыться) - тут уже упомянутые западные коллеги отходят подальше в сторонку. Собственно, они и приплетены только потому, что с ними-то нас еще можно сравнивать, Куда что делось? Отчего прервалась связь поколений? На кого пенять-то? Кто, как говорится, виноват? Компьютер? Я вас умоляю. Никто не виноват. Так уж сложилось.

Тогда спрашивается: а что делать? Я думаю, все то же, что и обычно: иллюстрировать. И еще - снимать. Больше плагиата. Нам есть чему учиться и у кого. Своруем у противника чертежи вооружений и секреты тактики. Долой ложный стыд!

Мы станем, станем лучше. Все поправится - постепенно. Появятся местные агентства. Народятся новые артдиректора и поведут нас за собой, в новые журналы. А может быть - а вдруг! а вдруг! - любое западное иллюстраторское агентство выйдет наконец-то на российский рынок и утрет наконец-то нам всем носы. Вот было бы здорово.

Виктор Меламед


LES UTIL (Philippe Delforge, Франция)



BEBE IRI (Pierre Fichefeux, Франция)



carotte (Laeticia Le Saux, Франция)



meuble2 (David Valy, Франция)



circus (Sara Fanelli, Великобритания)



Visitka (Kirill Rubtsov, Россия)



Visitka2 (Kirill Rubtsov, Россия)



Doubloidy (Leonid Tiskov, Россия)



dance (Lisa Olshanskaya, Россия)



Reklama&Zhizn (Vlad Vasiliev, Россия)



Hughes+Plath (Andre Carrilho, США)



homework (Christoph Niemann, США)



Blink182 (Lou Beach, США)



The Orange Book (Richard McGuire, США)



Forbes (Seymour Chwast, США)



ommunity eyeball (Steven Guarnaccia, США)



19.10.2005 09:28 Дарья
Согласна со всем, кроме одного: не люблю плагиат. Что на безрыбье - это не повод все равно. А вообще статья зажигательная.

19.10.2005 10:41 art
после времен славы иллюстрации советских времен, конечно, все кажется кривым. но время идет и все меняется

19.10.2005 11:19 777
Как-то служил я иллюстратором-надомником в одном маленьком литагентстве на берегу великой русской реки... Ну, там, типа, проблемы с деньгами были... Так там существовала гибкая система расценок, которая учитывала формат рисунка (А4, А5, А6) и типа технику ("рисунок линиями", "рисунок штрихами" и "рисунок точками"). А также были словесные описания иллюстраций ("ее нога слегка касается его бедра, а на подогоннике среди кактусов стоит одинокий фикус"). В очереди к кассе я общался с коллегами (помню одного веселого иллюстратора-милиционера и некую мрачную личность с фингалом, на вопросы не отвечавшую). И как-то вопросов об уровне визуальной культуры ни у кого не возникало.
Я даже как-то пару книжек с нашими картинками на развалах видел. Слегка офигел от нехилых таких тиражей.
Я думаю, когда 60-80% рынка - заведомая макулатура, вопрос о культуре иллюстрации - вопрос чисто академический. К сожалению.
И еще, иллюстрация - это лишь часть общей полиграфической культуры. И это тоже пока рано сравнивать. То есть это как говорить : "Хороши карманы у "Ливайсов"! А вот наши портные-карманники пока не дотягивают!"
Хотя статья интересная.

19.10.2005 11:21 Rot
Самая лучшая идея - с мячиком

19.10.2005 11:38
Витя, привет тебе.
Если я не ошибаюсь ты посещал занятия по рисунку у И.П.Захаровой?

19.10.2005 12:11 Просвет
Чудный мальчик с мячиком. Поразил в самое сердце!

19.10.2005 14:46 Кошка
Автору
"эти маршируют, как и полагается, рисовать обложки к научной и не слишком фантастике, или же поступают в арбатский развесной контингент. С тех пор их никто не видел"
К счастью вы ошибаетесь! Эти маршируют делать копии со старых мастеров за хорошие деньги, и расписывать стены храмов. Причем, еще будучи студентами.

19.10.2005 14:51
Хотя про то что академическое образование сковывает индивидуальность у некоторых я с вами согласна, но далеко не у всех.

19.10.2005 17:50
любое западное иллюстраторское агентство выйдет наконец-то на российский рынок ... и выйдет тихо закрыв дверь.

Цены!!!

19.10.2005 19:35 LedyRat
8-[ что за даблоиды..??

homework просто супер


19.10.2005 19:58
Извине конечно, Вы может и можете восхищаться, но какому конечному потребителю понравиться вот такие вот плакатике на стрилайне или баннере???

19.10.2005 21:23 Эрлих Лена peolpletoo.ru
Виктор, спасибо за статью. Очень здоровый взгляд. Всё правильно.

"как они умеют не-уметь рисовать, как доводят свою кривоту до логического максимума".

20.10.2005 10:38 Зомби Муму
Хорошая статья. Спасибо.
Кстати, заметили, что иллюстрации практически исчезли из современных книг. В лучшем случае на обложку что нить тиснут, а жаль :(

20.10.2005 12:09 Михаил Лоськов
2 аноним (19:58)
оправдывать тем, что конечный потребитель не поймет ничто другое кроме откровенно слабой иллюстрации - это непрофессионально.

23.10.2005 22:46 Анатолий Вадимович
Вы только не сердитесь, но был же КАК № 20 полностью посвещенный иллюстрации.
Вопрос автору: Вы можете назвать русскоязычное издание равное по содержанию и значению NewYorker?

" Клиент - милейшее существо. Кормилец."
Вас не просили перерисовать иллюстрацию и убрать руку подальше от гениталий? Или сегодня - мангу, на следующей неделе - лубок, через неделю а-ля Пиросмани...
Подстригать травку надо 200 лет.

"Даже если специализируются на сториборде или годовых отчетах."
Вопрос (как професионал обязаны знать): Назовите испполнителя
режисерской раскадровки к "9 роте"?

Картинки приаттачили красивые, зря постеснялись приаттачить
свои, но вы только не сердитесь, рисуете Вы лучше чем пишете -
сумбур.

25.10.2005 19:40 Анатолий Вадимович
И в догонку: пока Вы предлогаете заимствовать
приемы и выразительные средства у "западных" иллюстраторов,
они упорно прутся от "нас" ;)))))))

Ссылка
Ссылка


31.10.2005 15:20 Меламед
Анатолий Вадимович: от клиента мне доставалось ничуть не меньше, чем кому бы то ни было, а может, и поболе; сейчас, по счастью, остались только те, кому нужен именно я.
Насчет подстригать травку 200 лет - это точно.
знать я ничего не обязан, извините
картинки аттачил не я
писал и правда в спешке, но подпишусь под каждым словом.

занятия по рисунку у И.П.Захаровой - посещал, так точно. На этом, к слову, мое художественное образование в общем исчерпывается

31.10.2005 15:31 Кирилл Смирнов
И правильно ведь написано. Обидно, но правильно. Обидно, потому, что это правильно не только в приложении к иллюстрации. Сильно шире.

2 Анатолий Вадимович.
Ну и что, что просили. А кто-то нашел в себе силы аргументированно доказать бессмысленность этой просьбы? Или за деньги можно потерпеть?

Ну Дима Осетров рисовал борды к 9 Роте. И что?

01.11.2005 11:08 Анатолий Вадимович
2 31.10.2005 15:31 Кирилл Смирнов
Кто-то (арт-директор) не нашел в себе силы ;))))))) (и часто не находил)
А вы за деньги ничего не терпите?
Каюсь неудачный пример. Речь в статье шла скорее
о журнальной иллюстрации, а мой пример из рекламной.
;))))))

01.11.2005 11:33 Анатолий Вадимович
2 31.10.2005 15:31 Кирилл Смирнов
В догонку:
Даже если Вы с Дмитрием за панибрата, коректнее
упоминать вот так Ссылка

01.11.2005 18:15 gonduras
не в бровь а по яйцам

01.11.2005 22:28 joki
все так

03.11.2005 15:30
Анатолий Вадимович: в журналах люди и правда по большей части вменяемее, но попадало и от них.

11.11.2005 15:02
бл...зря я в сурке училась так упорно...

13.11.2005 13:36 i_i_i_i_i_i
Вы забываете об общем культурном уровне. Он у нас черезвычайно низкий. Точка отсчета другая, ниже чем на западе.

И вы совершенно правы, говоря, что там ценится индивидуальность. Там она ценится не только в творческих профессиях. А у нас все основано на: "Делай как я, получишь пятерку". Люди, прошедшее такую "школу" просто не способны потом делать что-то свое, они ищут кого-то, чтобы "делать как он". И находят... на западе, на востоке, в прошлом...

27.11.2005 17:05 mosquito
да до выразительности манги[Ссылка] нам ещё далеко...скукота и пафосная серость...

Обсуждение закончено
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).


Влад Васильев для журнала [kAk)
Архив:
07.12Выпуск 25. 7 декабря колонка выходит в последний раз 
47
30.11Выпуск 24. Сегодня с нами Девид Карсон 
12
23.11Выпуск 23. КЕЛЬТЫ В СНЕГАХ 
7
16.11Выпуск 22. Промышленный дизайн. А что завтра? 
20
09.11Выпуск 21. Лук(ас) де Гроот. Шрифтовых дел мастер. 
3
02.11Выпуск 20. Наивный "постмодерн" 
7
26.10Выпуск 19. Газетный дизайн-2004 
7
19.10Выпуск 18. Иллюстрация: с глаз долой, из сердца вон? 
26
12.10Выпуск 17. ММФР. 15 лет жизни с Direct Design 
30
05.10Выпуск 16. SND: больше чем приятные картинки 
7
28.09Выпуск 15. Настенный календарь 
16
21.09Выпуск 14. 5 РЕЦЕПТОВ ГОДОВОГО ОТЧЕТА 
13
14.09Выпуск 13. Фудстилизм и с чем его едят. 
21
08.09Выпуск 12. КОЛЛЕКЦИЯ 5 на 9. ПЯТЬ НА ДЕВЯТЬ В РУКАХ МИЛЛИОНОВ 
12
31.08Выпуск 11. Идеи про орхидеи 
25
25.08Выпуск 10. Про индийский дизайн 
14
17.08Выпуск 9. Культура Китаевой 
13
10.08Выпуск 8. Диктатура дизайна на НТВ 
47
03.08Выпуск 7. Страшно интересное время. Продолжение разговора об американском дизайне упаковки 
39
27.07Выпуск 6. Разговор с Андреем Сечиным 
101
20.07Выпуск 5. Дизайн-образование за рубежом: рассказ от первого лица. 
71
13.07Выпуск 4. Конкурс молодых креаторов, Канны, 2005 год 
70
07.07Выпуск 3. 5 лучших упаковок из 100 
30
29.06Выпуск 2. Мастер саг – Стефан Загмайтер 
27
22.06Выпуск 1. Вступительное слово 
41
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов