Sostav.ru - Своими глазами - Дизайн быта как дизайн бытия
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Своими глазами
Версия для печати

Дизайн быта как дизайн бытия

Отгадка к предыдущей загадке: "Frankfurter Allgemeine Zeitung", как я и обещала, опубликовала очередной мотив своей вечной рекламной кампании. Новой "умной головой" стал Sir Simon Rattle, а с ним и другие участники Берлинской Филармонии. Они взяли в руки недооцененные прежде инструменты - газеты, и, оказалось, владеют ими не менее виртуозно, чем скрипками и тромбонами. Для англоязычного Саймона, общение с немецкой F.A.Z тоже не вызвало никаких затруднений - он уже давно свободно читает партитуры немецких Баха и Бетховена. Берлинские филармоники (Die Berliner Philharmoniker) - исключительный оркестр - в его составе 128 интернациональных музыкантов под художественным руководством сира. И всех Scholz & Friends заставили с удовольствием читать эту консервативную газету.





Мы же продолжаем исследовать повседневность несуществующей страны ГДР.
"Своими глазами" через замочную скважину квартир простых граждан демократической республики: чем мыли детей, на чем готовили свою пищу, куда ее клали. Все это - культовая бытовая химия, пластмасса и прирученная электроника ГДР:

Итак, главная легенда промышленного дизайна - подставка для яиц в виде курочки. Наверное, не было в ГДР дома, который не накрывал бы утренний стол этим нехитрым в производстве приспособлением (теперь блошиный рынок предлагает хит за 2 евро 6 штук):







В отличие от современного чистящего и моющего многообразия, 85% потребностей восточных немцев в чистоте обеспечивали, как правило, всего семь средств: Fewa, Fit, Fay, Wab, Flibol, Duolit и Duotex.
Большинство из этих брендов придумал немецкий дизайнер Хорст Гайль (Horst Geil). На протяжении долгих лет он создавал, например, внешний вид и рекламу средств для мытья посуды Fit. В 50-х - 60-х годах, правда, особая реклама средству была не нужна - других просто не было. В данном случае, из стрелы и капли Гайль нарисовал повсеместно узнаваемый товарный знак:



Моющее средство Fewa использовало в этих целях легко запоминающуюся фигуру женщины. Fewa-Johanna была создана в 1938 году Карлом Небелем, но Хорст Гайль придал ей новый, по моде более округлый, дружелюбный и динамичный, вид. Получилась женщина, которая могла быть привлекательна и в атмосфере домашнего хозяйства. То есть, соответствовать всем законам социалистического хозяйства вообще: мыть и убирать, при этом оставаясь женщиной:















Были, правда, у художника Гайля и творческие поражения: в рекламной листовке моющего средства Fedal(1952), под слоганом "Большая стирка для мамочки", изображен достаточно тупо улыбающийся молодой человек…

С 55 года Гайль работает над рекламой средств от насекомых Flibol:



"Лучше бы взяла Flibol, советует реклама домохозяйке, которая угрожающе балансирует на стуле с мухобойкой в руках, - он действует быстрее и лучше".

Гигиена и чистота - необходимые условия для здоровья и комфорта. Культура быта ГДР в какой-то момент перестала себя представлять без свободных от мух помещений. А в теплый сезон года все вокруг жужжало и щекотало. Поэтому в те времена не было средства лучше Flibol для уничтожения вредных насекомых:







Настоящая гэдээровская классика тщательно скрывается также под упаковкой стиральных порошков: официально в ГДР было не так много грязного белья, как на Западе, поэтому коробочки были как можно более маленькими:















Упаковки из-под мыла благоухают и по сей день. Вот где разнообразие не знало границ: цены на мыльные прямоугольнички варьировались от 95 пфеннигов до 3,5 марок. Запах, соответственно, тоже:
















Бытовые приборы, кажется, не упрощают быт, а совсем наоборот. Но тогда еще этого не знали. Электосоковыжималка Pirouette - прекрасный по форме прибор с прекрасной по качеству агитацией к нему:



Комичный немецкий нейминг: производители не договорились и под тем же названием стали выпускать другой, не менее прекрасный предмет - электрокофемолку: "Pirouette мелет быстрее и лучше. Но теперь от электричества!":



Другая домашняя кофемолка конца 50-х - Kopena. Шрифт, сам прибор и инструкция приводили в восторг и заставляли желать такой же:




"Майомат" - сложное устройство для получения йогурта:



"Электрокофемашина - бытовой прибор высококачественной конструкции" - кричала реклама. Moccadur - мечта каждой хозяйки и самый знаковый предмет послевоенного восточно-германского производства:



Прибор инфракрасного излучения Rotlicht - повальное увлечение женщин. Использовался для медицинских и косметических целей. По своей значимости, он, можно сказать, заменял "квартал красных фонарей" для восточных немцев. Облегчает боль и воздействует тепловым излучением глубокого проникновения:





И на сладкое, еще одна культовая торговая марка - Rotplombe ("Красная пломба"): порошок для пудинга, ванильный сахар, разрыхлитель, фруктовое желе, сухой суп - все это женщинам предлагалось извлечь из пакетиков Rotplombe и приготовить. Можно проследить как портился дизайн упаковки с 54 по 76 годы:


1954



1962



1966



1967



1969


1970



1971



1972



1973



1974



1975


И прочие устройства, без которых не возможно обойтись в хозяйстве:


Звук слишком громкий? Возьми слухосберегающую вату!



Подставка для чайника с каплеуловителем


Ликерные стопки





Мышка, берегись!

В общем, кто там считал, что жители ГДР были лишены бытовых удобств, как и некоторые их другие социалистические товарищи - ошибался. Может и сами они, жители, ошиблись, потеряв свою милую бытовую самоидентификацию.

Все этикетки восточно-германских продуктов собрал и разложил по полочкам Achim Bimschas, трагически погибший весной прошлого года.

Юлия Богатко



03.12.2004 09:31 ikkyo
Огромное спасибо за рубрику от имени всех, выросших в ГДР!!! Спешу делиться ссылкой со всеми школьными друзьями...

03.12.2004 09:53
Ссылка
Здесь можно найти массу симпатичного старья производства "Хенкель". Очень мило.

03.12.2004 12:37 Garisson
Боюсь, что с коллекциями "несуществующего государства СССР" дело обстоит посложнее.

03.12.2004 14:39 souris
Интересно.
Забавно, что "Ротпломбу" нам привозила в подарок одна знакомая. Когда еще была ГДР и актуальность таких подарков. Так вот: пакетик один в один, как на первой картинке. И даже, кажется, завалялся где-то.

03.12.2004 20:04 нл
А мне понравилась больше всего новая реклама ФранкфуртАльгемайнде
красиво, лаконично и по существу
спасибо Юля

03.12.2004 20:11 паша кошляк
а вот не смейтесь. до боли нужно снять бутылку "Русской Водки", к-я была в пивной бутылке 0,5 л слегка бирюзового оттенка ис крышечкой из фольги.

подозреваю, что где-то в коллекциях есть, но где?

если можете помочь хотя бы информацией, кликните пару кнопок на
[email protected]

спасибо заранее


04.12.2004 13:31 Андрей
Спасибо за обзор! А ещё были порошки для детского питания - "Кина" и "Мелозан" (кажется так)
Вообще, тема ГДР-вского дизайна достаточно популярна в Германии. Видел в сентябре в Берлине книгу про "ГДР-дизайн" в магазине - там много разных бытовых вещей. Успехов!

04.12.2004 17:53 андрей. т.
хочу добавить к серии чистещих средств был еще "IMI" у меня " АТА" и ''IMI'' кончились в 1999г вот такой я запаслевый.
Обсуждение закончено

Своими глазами

В рубрике "Своими глазами" колумнист Sostav.ru Юлия Богатко описывает то, что интересно и полезно видеть своими глазами, но по каким-то причинам затруднительно.

2006 г.
Array
2005 г.
Array
2004 г.
24.12Своими руками. Праздничный выпуск 
3
17.12Альтернативный эфир. Часть первая 
6
10.12Спортивные интересы 
10
03.12Дизайн быта как дизайн бытия 
8
26.11Умных голов не хватает для рекламы 
12
19.11Скажи мне, что ты пьешь... 
16
12.11Картинки на стене 
8
05.11Девушки из витрин 
10
29.10Что помнит зеркало 
12
22.10С Днем Рожденья, банер! 
4
15.10Фирма "ddr" 
12
08.10"Дача" - незарегистрированная торговая марка 
13
01.10Что общего между "Еврейским музеем" и IKEA 
12
24.09Сплошная реклама 
13
17.09О политическом PR и футбольном матче 
4
10.09Эй! Такси! 
7
03.09Медвежьи углы 
8
27.08Удивительное рядом! 
14
20.08Бисквиты будущего 
19
13.08Олимпийские игрушки 
13
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов