Готовя обзоры рынков для клиентов в течение 2008 года, я писал о росте многих рынков на треть (20-40%). Так было до начала Олимпиады. В те дни вдруг нам перестали доверять мировые финансисты и...">

Загрузка...
Состав рекламного рынка

Кризис отбросил бизнесы на несколько лет назад. А на сколько?

 Готовя обзоры рынков для клиентов в течение 2008 года, я писал о росте многих рынков на треть (20-40%). Так было до начала Олимпиады. В те дни вдруг нам перестали доверять мировые финансисты и затем, поздней осенью стало заметно недоверие банкиров и внутри России. И тогда я стал слышать от предпринимателей о сокращениях на ту же треть - сокращение рекламного бюджета, сокращение персонала на 30%, сокращение зарплат на 30%. Логично было бы предположить, что вычтя 30% из объема рынка того или иного бизнеса, мы вернемся к предыдущей точке, а именно на год назад. Но математические расчеты тут оказались бесполезными, ведь пока не ясно как надолго эти сокращения на треть. А что если мы качественно перенесем наше потребительское поведение и сравним их с предыдущими годами.

Людям свойственно валить проблемы на високосный год. Поищем же схожие параметры в 2004 високосном году. Да и для планирования хорошо взять минус 5 лет, чтобы попробовать построить модель на плюс 3 года.

2004 год - год, когда мы сопереживали Ночной Дозор, Возвращения Короля и Шрэк 2. Нас ждали великие изменения. В 2004 году мы ждали их с надеждой и позитивной улыбкой, а теперь с тревогой и молчаливой задумчивостью. Но раз кризис финансовый, то и рассмотреть стоит финансовые темы.

- Кредиты тогда было также проблемно получить, как и сегодня. И по ставкам и по процедурам. Банки рекламировались как вечные монументы, а вели себя как кожно-венерологический диспансер. Кстати, и летом 2004 года происходил очередной кризис недоверия в банковском сегменте.

- Год начала успешных IPO. Высокие инвестиционные рейтинги агентств для России привели в страну хорошие инвестиции. Да и курс доллара сезонно снижался с 29,45 руб. в начале года до 27,74 руб. в конце.

- Год создания стабилизационного фонда и зарождение национальных проектов. Увеличение внимания к естественным монополиям, а не малому и среднему бизнесам.

- Потребители предпочитают покупать новые импортные автомобили. Появляются очереди. Импорт подержанных машин резко снижается.

- 2004 год - год дела Юкоса. Да и в 2008 году не обошлось без внимания к нефтегазовым компаниям.

- В политике достаточно предсказуемые выборы в России, США, Украине (хотя, причем тут оранжевые для России).

Быть может, сейчас на самом деле происходит перезагрузка. И нас отбросило именно в 2004 год. Но все ли пойдет так же, как и с 2004 в 2005 и далее, или некоторые рынки изменят свое развитие? Могут ли маркетологи влиять на перезагрузку ("Матрица Перезагрузка" была показана в те же годы (2003))?

- Добавить новые институты кредитования!? Собраться коллективом, сложиться и выдавать собственные кредиты своим (и не только) людям. Ценнее относиться к деньгам. Дать розничной сети денег и выбирать продуктами/товарами в течение следующих лет.

- Поделиться своими знаниями и умениями с производством и.или малым/средним бизнесом, колхозами!? Ведь профессиональный маркетинг поможет им донести их продукты/услуги при вырастании денежного барьера перед импортом на границе.

- Лучше отлаживать сервис!? Ведь говорят же, что у потребителей есть деньги, только сервис у нас такой, что они не хотят давать больше, потому не создана ценность, а только цена и.или скидки. Что ли поставить рядом человека, который из страны, где нет нефти?

- Более производительно работать!? Хотя где примеры? Как, сколько и почем? Нужен яркий пример поближе, рядом с нами, а не легенды о работоспособности в далеком Китае, Корее, Японии.

Итак, плохая новость - кризис отбросил бизнесы на 5 лет назад, и хорошая новость - мы там уже были и представляем, как будет развиваться бизнес дальше.

Валерий Фаткуллин, эксперт по маркетингу, выпускник АНХ,
Преподаватель программы МВА-Маркетинг АНХ при Правительстве РФ

.2009

Загрузка...


Маркетинг в условиях кризиса
"Маркетинг в условиях кризиса" - интерактивный проект, в котором примут участие эксперты, работающие на определенном рынке (банковском, ритейле, авторынке и других). Своим выступлением специалист будет задавать вектор направленности дискуссии, а по ее окончании подведет итоги обсуждения. Ведет проект Борис Токарев, к.т.н., директор программы МВА-Маркетинг Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
Кризис, 2009 г.
Кризис, 2008 г.

© Состав.ру 1998-, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов