Думаю, что ни у кого (по крайней мере, из посетителей Sostav.ru) уже не вызывает сомнений тот факт, что российский бизнес оказался втянут в маховик глобального системного экономического кризиса, последствиями которого с высокой вероятностью...">

Загрузка...
Состав рекламного рынка

Маркетинговые исследования в условиях кризиса: необходимость или непозволительная роскошь?

 Думаю, что ни у кого (по крайней мере, из посетителей Sostav.ru) уже не вызывает сомнений тот факт, что российский бизнес оказался втянут в маховик глобального системного экономического кризиса, последствиями которого с высокой вероятностью будут длительная рецессия экономики, существенный спад темпов экономического развития как на уровне макроэкономики РФ, так и на отраслевом уровне.

К сожалению, в ближайшие 12 месяцев можно прогнозировать массовые банкротства российских компаний, особенно на уровне малого и среднего бизнеса, поглощения, активизацию рейдерских захватов ослабленных кризисом предприятий. Первыми, безусловно, пострадают предприятия, на которых отсутствуют полноценные адаптивные механизмы управления, в частности, стратегическое управление и регулярный маркетинг. К сожалению, системные ошибки управления, помноженные на объективные проявления кризиса, дают многократный отрицательный эффект и существенно сокращают жизненный цикл компании:

В настоящее время многие предприятия уже начинают испытывать все прелести кризиса ликвидности (падение объемов продаж, рост просроченной дебиторской задолженности, дефицит оборотных средств и пр.). К сожалению, огромное количество предприятий предпочитает в этой ситуации делать ничего или практически ничего. А, если и делать, то только в плане минимизации расходов предприятия. Наиболее типичными проявлениями этой модели (кроме экономии на офисной туалетной бумаге) являются: сокращение за счет увольнение значительной части сотрудников блока маркетинга, урезание до нуля бюджетов на маркетинговые исследования или введение системы концлагерного бюджетирования маркетинга. Отчасти собственников бизнеса и топ-менеджеров можно понять: маркетинговые исследования напрямую доходы не генерируют, более того, в больших количествах производят счета на оплату приобретения "готовой" маркетинговой информации и заказных исследований: Кроме того, рассуждает собственник, как можно проводить маркетинговые исследования в ситуации полнейшего информационного хаоса, "раздрая" мнений и прогнозов экспертов, растерянности потребителей?!

Это с одной стороны: А с другой стороны, с директора по маркетингу тот же собственник требует разработки "антикризисной" стратегии маркетинга. А для того, чтобы ее разработать, необходимо провести достаточно объемные маркетинговые исследования, особенно это важно для компаний, которым необходимо совершить "полицейский разворот" на рыночном поле. В силу высокой стохастичности рыночной среды корректировать "антикризисные" планы маркетинга придется гораздо чаще, чем в обычных "докризисных" условиях.

Как быть с этой дилеммой? Предлагаю обсудить ее в следующих аспектах

Нужны ли в условиях разгорающегося кризиса маркетинговые исследования, или на этом вполне можно сэкономить?

На каких темах, аспектах должны быть сосредоточены исследования?

Как доказать собственнику, что самое глупое в условиях кризиса - разом уволить всех маркетологов?

Чем можно заменить дорогостоящие заказные полевые проекты? Можно ли организовать полевые исследования полностью собственными силами, если, да то как (как вы понимаете, призываю поделиться собственным опытом)?

Какие методы прогнозирования рыночных показателей (например, объема реальной емкости) применимы в условиях современного кризиса, по которому еще и теория не написана?


Принимаются мнения со всех сторон кризисных баррикад..

С уважением,

Татьяна Матюшина
Заместитель генерального директора
Агентства рыночных исследований и консалтинга "Маркет",
бизнес-тренер,
доцент АНХ при Правительстве РФ

.2008

Загрузка...


Маркетинг в условиях кризиса
"Маркетинг в условиях кризиса" - интерактивный проект, в котором примут участие эксперты, работающие на определенном рынке (банковском, ритейле, авторынке и других). Своим выступлением специалист будет задавать вектор направленности дискуссии, а по ее окончании подведет итоги обсуждения. Ведет проект Борис Токарев, к.т.н., директор программы МВА-Маркетинг Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
Кризис, 2009 г.
Кризис, 2008 г.

© Состав.ру 1998-, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов