10 декабря 2016 г.

Директор по стратегическому планированию

Профессия
Стратегическое коммуникационное планирование
англ.: Strategic Planning

Герой дня
Софья Шматова, Директор по стратегическому планированию, BBDO Moscow
 

Софья Шматова окончила в 1991 году географический факультет МГУ им. Ломоносова, кафедру экономической и политической географии капиталистических стран. Получила второе высшее в Международном институте рекламы, на кафедре «Маркетинг в Рекламе».

Карьеру начала в компании Johnson & Johnson. Затем ушла в рекламную индустрию. Стала эккаунтом Publicis Moscow, потом - директором по работе с клиентами. Прошла стажировку в Publicis Paris.

В 2002 году пришла в BBDO Moscow, где трудится до сих пор.

 



Другие названия этой профессии
Стратег, Account Planning, Insight Planning (не путать с медиа планированием!!!)

Запись в трудовой книжке

Директор по стратегическому планированию

Статус в компании
Мое место в иерархии компании? Надеюсь, достойное =), по-научному это называется top-management;

Весь этот год я еще одновременно возглавляла отдел стратегического планирования BBDO Moscow и передо мной стояла задача консолидировать и оптимизировать все стратегические ресурсы агентства, чтобы отдел планирования стал еще более динамичным и эффективным. Для этого надо было создать комфортные и дружелюбные условия для работы сотрудников, грамотно распределить клиентов внутри рабочих стратегических групп, чтобы стратеги испытывали не просто удовольствие от работы со своими брэндами и целевыми группами, но и были максимально увлечены изучением поведения и образа жизни своей аудитории. А также оперативно решать все «бытовые» вопросы, которые естественно возникают в коллективе. Считаю, что у нас все получилось. Мне нравится то, как сейчас мы общаемся и работаем друг с другом. Могу с уверенностью сказать - мы Команда.

Профессиональная биография

После того, как я в 1991 году окончила Географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, выяснилось, что такие профессиональные кадры стране не нужны, потому что случились дела посерьезнее - развалился СССР и обесценились деньги. Так что сразу пришлось овладевать другими интересными специальностями, и первой вехой в трудовой капиталистической биографии оказалась компания Johnson & Johnson. Там я занималась работой с дистрибьюторами, составлением планов продаж и распределением закупленных товаров. Звучит, возможно, занудно, но было действительно интересно и познавательно в смысле опыта работы в западной компании с соответствующим менталитетом и культурой. В это время, в компании работали в основном иностранцы, и было, у кого поучиться. Через пять лет «полета вверх по карьерной лестнице» уперлась головой в стул сидящего надо мной экспата, поняла, что больше расти некуда, и решила кардинально изменить жизнь и карьеру - ушла в рекламу. Крестным отцом в рекламе считаю и буду считать Мишеля Тушо (Michel Touchot) - Генерального директора Publicis Moscow, который поверил, что из меня получится хороший эккаунт, и без долгих раздумий взял на должность менеджера по работе с клиентами. А через год уже сделал директором по работе с клиентами. Успела поработать с SC Johnson, Nestle Ice-cream, Whirlpool, Remy и др. А потом тот же Мишель Тушо решил, что пора в агентстве развивать экспертизу стратегического планирования и в 1997 году предложил мне стать Стратегом. Для этого отправил на длительный тренинг в Publicis Paris. Так я стала стратегом и успела поработать с такими монстрами, как Coca-Cola и L'Oreal. После дефолта 1998 года, когда Publicis в Москве фактически закрыли, а персонал распустили, некоторое время работала фрилансером, писала стратегии для различных компаний, а в 2002 году встретила на станции метро «Третьяковская» своего бывшего коллегу Романа Фирайнера, поболтала с ним о стратегах и пришла в BBDO Moscow. Тут и осталась. За семь лет поработала с шоколадными и сахарными продуктами компании Mars, жевательными резинками Wrigley, чипсами Lay's, Pepsi, Beeline, Gillette, Venus, Bayer, «Инмарко» и другими не менее любимыми и уважаемыми брэндами и производителями.

Обязанности
Обеспечить творческую команду такими интересными фактами о жизни и поведении людей, которых маркетологи называют «целевой аудиторией», чтобы они выдали супер-интересную работающую креативную идею. Это если очень кратко. На самом деле, все гораздо сложнее, больше и многограннее. Имеются обязанности, связанные с повышением профессионального уровня сотрудников, составление внутренних тренинг программ, проведение тренингов и курсов повышения квалификации внутри агентских команд (креатива и эккаунтов). Помимо этого, мы проводим много тренингов для маркетинговых отделов наших клиентов, участвуем в деятельности Wordshop BBDO и т.п.

Особенности работы в BBDO Moscow
Не вижу смысла сравнивать одного работодателя с другим. У каждого - своя специфика, которая напрямую связана с корпоративной культурой. BBDO - это уникальный рекламный организм, который существует и развивается вопреки общепринятым законам логики, оперативно адаптируясь в изменяющейся рекламной среде. Это своеобразная система внутреннего хаоса, из которой постоянно выплескиваются интересные творческие и бизнес-идеи. Наверное, поэтому BBDO является мощным магнитом для людей авантюрного и бунтарского склада характера, которые являются одновременно и движущей силой и беспокойным мозгом, полным интересных и неожиданных идей.

Команда
Ежедневно это креативщики, потому что профессия обязывает. Весьма регулярно это эккаунты, потому что они являются связующим звеном с с клиентами, они же - основные эксперты по брэндам. Отдел стратегического планирования BBDO починяется генеральному и управляющему творческому директору BBDO Moscow - Игорю Лутцу. Также весьма плотно мы общаемся с Турханом Махмудовым - Директором по корпоративной и финансовой стратегии BBDO Russia Group.

Кроме того, мы находимся в тесном контакте со стратегами из BBDO Branding и BrandScience. Потому что надо все время чему-то учиться, повышать свой профессиональный уровень, расширять кругозор. Когда в Группе такое большое количество разносторонних специалистов, грех не воспользоваться их знаниями.

Зарплата
Профессионал всегда должен рассчитывать на достойное вознаграждение. Даже в условиях непростой экономической ситуации, стратеги на рынке ценятся весьма высоко. Просто потому, что нас мало, мы все знаем друг друга, свои возможности, способности, опыт. Качественный стратег дорогого стоит.

Лучшие работы
Стратег не имеет портфолио. Потому что лучшие работы делает креатив. Конечно, благодаря правильному и вдохновляющему брифу. Но стратег все равно в тени. Это нормально и совершенно не давит ни на психику, ни на эго. Тем не менее, я очень горжусь кампанией для Tunes - "Mario", сделанной совместно с Николаем Пынти (креатив) и Машей Фоминой (эккаунт). Мне нравится работа, сделанная вместе с Андреем Ильясовым (креатив) для Celebrations, - «Конфеты для взрослых мальчиков и девочек», мне доставило большое удовольствие приобщиться к роликам «Билайна» в 2005 году - «Мобильные вампиры», «Роуминг», «Пакеты смс» вместе с Анной Захаровой (в то время она была эккаунтом) и др.

Планы на будущее
Работать без паники, с уверенностью в завтрашнем дне. BBDO эту возможность дает. Ну и спасибо!

Куда пойти учиться тому, кто хочет стать специалистом по стратегическому планированию
Специальных ВУЗов, готовящих стратегов, на рынке нет. Даже в рекламных ВУЗах эту дисциплину либо вообще не проходят, либо делают это весьма поверхностно. Но в нашем деле главное - кругозор, любознательность, владение логикой и анализом. Так что в этой профессии одинаково успешно чувствуют себя и «физики» и «лирики».

Мои университеты
1) Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Географический факультет, кафедра экономической и политической географии капиталистических стран.
2) Международный Институт Рекламы. Кафедра «Маркетинг в Рекламе»

Главные конкуренты
Во-первых, у стратегов нет конкурентов. Нас так немного, что нам надо, скорее, дружить, чем конкурировать. Тем более, так получилось, хотя это звучит совершенно нескромно, что все самые уважаемые мной стратеги уже находятся в BBDO, и мы скорее сотрудничаем, чем конкурируем. =) Это - Полина Васильева, Александр Агатов, Анна Захарова, Елена Голубева, Елена Карачкова, все наши прекрасные молодые стратеги, которых я очень люблю и уважаю за их юношеский задор, нестандартное мышление и искреннюю преданность общему делу. Я с удовольствием бы пообщалась с Еленой Модиной и Юлией Аракеловой, много слышала, несколько раз встречалась.

Лучшие люди профессии
Не вижу смысла в подражании. Надо найти себя в профессии, выработать собственный стиль. И просто расширять кругозор, общаясь с разными интересными людьми, читая умные книги. А кумиров создавать себе не стоит.





Всегда интересно заглянуть за кулисы рекламной профессии и увидеть, кто из сухой формулировки брифа создает живое сообщение.

В рубрике "профессии в рекламе" Sostav.ru рассказывает о специалистах, которые формируют индустрию рекламы в России. Они открывают специфику профессии, делятся реалиями "рекламной кухни" и предостерегают новичков от пройденных ошибок. Вы узнаете о том индивидуальном отпечатке, который накладывает работа в конкретной компании на профессию, заставляя придерживаться собственного формата.

По вопросам принятия участия в рубрике обращайтесь к выпускающему редактору Sostav.ru
Елене Цоколовой.
Публикации
2009
развернуть
2008
свернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов