Самый полный срез рынка медиа России и стран СНГ
Цифры, Аналитика, Дискуссии
 
Рейтинг медиаагентств Оборот
$ млн./год
Optimum Media OMD
(Omnicom Group)
425
Vizeum (Aegis Media) 425
ZenithOptimedia (Vivaki) 404
ТВ
Пресса
Outdoor
New media
Интернет
Радио
СНГ
Точка зрения
Теория и
практика

Мобильный интернет: набрала ли Россия критическую массу?

 

Елена Пикунова
директор по мобильным решениям SUP Media
История мобильного рекламного рынка в России еще только начинается. В 2006 году, в самом рассвете мобильных маркетинговых кампаний, никто не стремился изучать мобильную аудиторию. Прошло 5 лет, аудитория поумнела, ее стал раздражать спам, и рекламодателям (как и самим мобильным площадкам, в том числе и операторам) стало интересно – кто те люди, что используют мобильный телефон не для его прямого назначения? Попробуем разобраться в мобильной аудитории – в истории ее взросления, мобильного опыта. И для начала сделаем это на примере девайсов.



Казалось бы, функции мобильного телефона времен начала 2000-х предполагали только звонки и SMS. Исходя из этого формировались и потребности аудитории и, как следствие, предложения площадок и рекламодателей – отсутствие вменяемой медийной дисплейной рекламы (помнят ли сейчас мобильные пользователи такие компании, как «СуперФон»?), постоянные маркетинговые акции с отправкой SMS, нечитаемые 90% телефонов мобильные купоны... К 2010 году ситуация с гаджетами сильно изменилась: на смену телефонам с двумя «бедными» функциями пришли смартфоны. К их числу относятся все аппараты с операционными системами iOS, Android, Symbian, Windows Mobile, RIM BlackBerry OS.

Елена Пикунова, эксперт по мобильной рекламе и маркетингу, директор по мобильным решениям, SUP Media. Доцент ГУ «Высшая Школа Экономики», разработала и преподает курс «Интерактивный маркетинг и реклама». Консультирует программу Российской экономической академии имени Плеханова «Мобильный маркетинг и реклама». Работала в «Централ Партнершип», агентстве Ad Watch (linked by Isobar), ОАО «Мобильные телесистемы».



Apple iOS стала лидирующей операционной системой для смартфона в США, согласно исследованию, проведенному компанией Nielsen в октябре 2010 года, - ее используют 27,9% владельцев устройств. С минимальным отрывом от нее в Новом свете идет RIM BlackBerry - ею оснащены 27,4% смартфонов. Но популярность последней угасает – лишь 13% пользователей хотят видеть ее и на устройстве, которое купят в будущем. Зато наилучшие перспективы роста у платформы Android: несмотря на то, что пока ею пользуются 22,7% опрошенных, следующий коммуникатор со встроенной Android хотели бы приобрести 28% пользователей.


Структура рынка устройств мобильной связи и операционных систем для смартфонов, США, октябрь 2010


Источник: The Nielsen Company



И если в Америке проникновение смартфонов достигает 29%, то в России смартфонами пользуются 18% мобильных абонентов, а лидирует по-прежнему неугасаемая Nokia. Онлайн-опрос, проведенный компанией Online Market Intelligence (OMI) в декабре 2010 года, показал, что самая распространенная операционная система в смартфонах россиян – это Symbian, она установлена почти на половине устройств (43,5%). Вторая по значимости - Windows Mobile (32,6%).

Операционные системы в мире:



Операционные системы в России:


Источник: Gartner, Canalys. (Данные по I кв. 2011 года - прогнозные)



Такова ситуация с гаджетами и операционными системами в России на сегодняшний день.

Как обстоят дела с мобильным интернетом?

Если еще в 2008 году мобильным интернетом сами операторы называли «способ экстренно войти в интернет», среднее время пребывания составляло 1,5 минуты в неделю. Связано это было с четырьмя факторами:
- низкий уровень разрешения экрана телефона;
- ограниченные возможности операционной системы телефона (если она в нем была);
- высокая стоимость трафика в мобильном интернете (1MB = 130-150 руб.);
- низкое качество связи для данного соединения (при 2G много не накачаешь).

К 2009 году операторские тарифы на мобильный интернет резко снизились, качество связи с приходом 3G сильно улучшилось, вышли в продажу смартфоны, а также появились обычные телефоны с высоким разрешением экрана.



В 2007 пользователей мобильного интернета было 5,6 млн, в 2008 – 7,8 млн, к концу 2009 – 12,6 млн. По опросам ФОМ, к концу 2010 года пользователей мобильного интернета в России стало 21,8 млн человек. В России достаточно высокий процент проникновения мобильного интернета (в среднем – 48%), на втором месте после Китая.



Чем же занимаются абоненты в мобильном интернете?

С увеличением функций телефонов и приходом смартфонов на потребительский рынок, пользователь получил инструмент, с помощью которого он может читать почту, смотреть видео, общаться с друзьями в социальных сетях – то есть совершать все те действия, которые позволяет сделать интернет с компьютера.

Основные практики пользования мобильным интернетом (по опросу ФОМ):

- информационно-поисковые: поиск информации, чтение новостей, форумов или блогов
- развлекательные: онлайновые игры, скачивание и прослушивание аудио и радио, скачивание и просмотр видео и фото, интернет-телевидение
- социальные: общение в социальных сетях
- финансовые: покупка или заказ товаров в интернете, услуг.



Подобные практики использования мобильного интернета были бы невозможны без развития площадок мобильного интернета, приложений, сервисов операторов. И если проследить динамику развития всех этих аспектов, то она очень вдохновляющая.

В 2007 году наличие мобильных брендовых площадок можно было сосчитать по пальцам. Пользователям мобильного интернета они были неудобны, неинтересны и, как следствие, не нужны. В 2009-2010 годах ситуация резко изменилась: все крупные игроки интернет-рынка создают и развивают свои мобильные сайты (Яндекс, Mail.ru, Rambler, LiveJournal, Газета.Ru, Чемпионат.ру), мобильные приложения занимают топовые позиции на многих витринах (приложения Газета.Ru, Чемпионат.ру, КоммерсантЪ, Ведомости). И если в 2007 году уникальных пользователей на мобильных площадках можно было сосчитать по пальцам, то к середине 2011 года общий ежемесячный трафик на брендовых мобильных площадках составил около 45% от общего трафика.

По данным интернет-холдинга SUP Media, ежемесячная аудитория на мобильных сайтах холдинга (m.livejournal.com, m.championat.ru, m.gazeta.ru) составляет около 1,5 миллионов уникальных пользователей. Нельзя обходить вниманием и другой тренд: мобильные приложения, количество скачиваний которых уже достигает 70 миллионов по данным всех витрин в России.

Данные по скачиваниям приложений SUP Media (данные на июнь, 2011):

- Чемпионат.ру: iPhone – 28 501 скачиваний, Android – 17 813 скачиваний
- Газета.Ru: iPhone – 37 500 скачиваний, Android – 6810 скачиваний
- LiveJournal: iPhone – 121 000 скачиваний.

Подведем итоги

В России 21,8 млн пользователей мобильного интернета, что составляет 49% проникновения. Из них 18 % пользуются смартфонами - в основном, жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-милионников). На брендовых мобильных ресурсах – 45% от общей аудитории мобильного интернета (остальные пользователи: порталы операторов, скачивание контента, отправка MMS, и т.д.). Пользователей мобильных приложений – 1,3 млн в России (в основном Москва, Питер, города-милионники).

Все эти данные говорят о том, что Россия, в отличие от многих других стран пока не набрала критической массы по проникновению мобильного интернета, по проникновению смартфонов, но динамика роста мобильных ресурсов, динамика роста рынка смартфонов в России дает отличные предпосылки к развитию мобильного интернета как культуры потребления. По прогнозам многих исследовательских компаний (J’son&Partners, comScore, TNS Gallup Russia), к 2012 году количество пользователей мобильного интернета увеличится на 73% - этому способствует развитие гаджетомании, развитие сетей 3G и LTE, а также интересные сделки между операторами и площадками.

И как бы цинично это ни прозвучало, вся эта критическая масса набирается для того, чтобы наполнить наши мобильные телефоны качественной и красивой мобильной рекламой. К которой уже готовы гаджеты, технологии и сами пользователи.

12.07.2011


Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?

На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.

Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
2012
развернуть
2011
свернуть
2010
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов