Как местные производители удерживают позиции на падающем рынке консервированных продуктов

2018-06-06 18:47:18 4117

Маркетинговое исследование рынка консервированного овощного ассорти в России 2013-2017гг., прогноз до 2022г. (с обновлением)

Рынок консервированных продуктов сокращается на 2–5% в год. На этом падающем рынке местные производители стремятся удержать позиции за счет расширения ассортимента и снижения себестоимости.

Производство консервов в России по итогам 2017 года осталось на уровне предыдущего года — 3,1 млрд банок, подсчитали в аналитической компании "Грифон–Эксперт". Снижение потребления отмечается с 2014 года. По некоторым оценкам, емкость рынка консервированной продукции в России — около 400 млрд рублей. Из них импорт составляет не более 15–20%, это овощные консервы из Китая, Индии, Вьетнама. А также рыбная продукция из Польши, стран Балтии. Импорта в сегменте мясных консервов нет, отмечают участники рынка.

По данным исследовательской компании GfK, потребление консервированной продукции всех видов в 2017 году упало на 3% по сравнению с 2016 годом. С каждым годом меньше покупают мясных, рыбных и фруктовых консервов. При этом потребление консервированных овощей и детских консервов остается стабильным.

Самый большой сегмент рынка консервации — это овощная продукция, занимающая 59% рынка в натуральном выражении. Фруктовые консервы (ананасы, персики) составляют около 6% рынка консервации. Остальные 35% распределены между рыбными и мясными консервами.

По наблюдениям, последние несколько лет на рынке есть тренд на домашнюю консервацию. 87% владельцев загородных участков в 2017 году делали собственные овощные заготовки.

Однако с экспертами не согласны некоторые производители консервов.

Так, в производственной компании "Русь" (мясные и овощные консервы) отмечают, что все меньше покупателей тратят время на консервирование овощей собственными силами. Поэтому данный сегмент не сокращается.

В Петербурге и Ленобласти тенденции на рынке потребления консервов соответствуют общероссийским. Правда, в Петербурге нет компаний, которые занимаются консервацией продукции. Поскольку этот сегмент в основном развивается в регионах, где производится сырье для переработки.

Тем не менее, отмечают в комитете по промышленной политике и инновациям Петербурга, в городе работают комбинаты, перерабатывающие рыбу и производящие пресервы. Однако участники отрасли считают, что относить пресервы к консервам некорректно. Пресервы — это продукция, которая не подвергалась термической обработке, с недлительным сроком хранения (в среднем около 3 месяцев). Консервирование продукции предполагает ее тепловую обработку и длительный срок хранения — в среднем около 2 лет.

Овощных консервов в привычном для обывателя понимании в Петербурге не производится.

Правда, "Петростат" сообщает о производстве плодоовощных консервов в объеме 200 млн банок в год. Под консервами в данном случае понимаются овощные соки, которые производит компания "Мултон".

Область консервации

В Ленобласти мясные консервы выпускают компании "Эмпикон", Лужский консервный завод, ЗАО "Мясная гатчинская компания".

Причем в прошлом году "Эмпикон" увеличил объемы производства консервов до 2 млн единиц продукции в месяц.

"Мы наращиваем продажи за счет выхода в новые регионы — Екатеринбург, Челябинск", — говорит генеральный директор компании Андрей Светашов.

В компании говорят, что у "Эмпикона" растет доля продаж консервов в сегменте премиум — их доля может увеличиться с 10 до 20%.

"Эмпикон" также планирует создать собственную сырьевую базу — организовать ферму по выращиванию индейки в Волховском районе, рядом с действующим производством. Инвестиции составят около 200 млн рублей.

В 2015 году производство консервов запустила Мясная гатчинская компания, которая первоначально занималась только забоем скота. Однако некоторые производители все же признают, что спрос на консервы падает.

Например, тушенка не входит в список продуктов, которую потребитель покупает в первую очередь, он скорее отдаст предпочтение мясу или недорогой рыбе, отмечают представители ПК "Русь".

Заместитель исполнительного директора ПК "Русь" Лариса Онищук говорит, что в прошлом году на предприятии завершилась модернизация, которая увеличила автоматизацию производства и позволяет выпускать до 15 млн банок мясных консервов в месяц. Однако сейчас загрузка составляет лишь около 30%.

Тем не менее производители уверяют, что на рынке сохраняется спрос на готовые консервированные продукты, которые достаточно лишь подогреть. Поэтому практически все производители мясных консервов имеют в своем ассортименте подобную продукцию.

В 2015 году в области закрылось после банкротства ЗАО "Волховский мясокомбинат".

Несмотря на то что другие игроки рынка — Лужский мясокомбинат, "Эмпикон", Мясная гатчинская компания незначительно увеличивают обороты, рентабельность производства в отрасли падает. По оценкам экспертов, сейчас она составляет около 15%.

Овощи популярнее

Пока не снижается потребление овощных консервов — овощной икры, томатов, огурцов, овощных смесей. Именно в этом сегменте наиболее велика конкуренция между российскими и иностранными производителями.

В Ленинградской области планирует расширить ассортимент овощных консервов Лужский консервный завод.

Плодоовощные консервы в виде соусов в Ленинградской области выпускает компания "Петропродукт–Отрадное", входящая в группу компаний "Хайнц".

Потребление рыбных консервов пока снижается незначительно, отмечают участники рынка.

"Скорее всего, сейчас это сезонное явление: весной и летом спад продаж, увеличение продлится с конца августа до апреля", — говорит глава ООО "Петротрал–2" (вылов и переработка рыбы) Эдуард Ходченков.

За последние 10 лет в регионе прекратили работу четыре крупных рыбоконсервных комбината: Приморский, Усть–Лужский, Ручьевский и "Балтика".