Бизнес-блоги Sostav.ru на Twitter
Все блоги
19 апреля 2018
Архив →
Поиск по  Публикациям    Фото    Видео    Блогам
 

КАК ПРОВОДИТЬ СЕНСОРНЫЕ ТЕСТЫ СВОЙСТВ УПАКОВКИ. ОПЫТ КОМПАНИИ DOW

«Привкус пластмассы», «химический запах», «неприятное послевкусие» - именно такие дислайки часто встречаются в ответах на открытые вопросы при проведении потребительских тестов, и очень часто это вызвано именно привкусом, который дает сама упаковка или запахом (odor). Упаковка дает специфическую неприятную отдушку самому продукту, которая неминуемо впоследствии влияет на продажи. Пока в российской практике подобные темы, а именно, насколько влияют свойства упаковки на сенсорные ощущения потребителей, достаточно редки, поэтому интересно посмотреть, как здесь действуют компании, для которых подобные тесты являются элементом бизнес-процесса.

Например, компания DOW – химический гигант и производитель материалов для упаковки. Понимая, что в итоге их продукт попадает к производителю продуктов питания, а потом и на стол потребителя, в компании заботятся о том, чтобы контролировать, как именно их упаковочные материалы взаимодействуют с продуктами питания и воспринимаются потребителями.

«НАМ НРАВИТСЯ СОВАТЬ НОС В ЧУЖИЕ ДЕЛА»

Первая Сенсорная лаборатория (Plastics R&D Sensory Science Lab) и департамент сенсорных оценок (Sensory Science Department) были открыты во Фрипорте, штат Техас, в 1986 году чтобы помочь компании понимать, как изменения в свойствах материалов, добавок, условий производства или типа упаковки могут влиять на восприятие вкуса или запаха продукта, равно как и его визуальных, тактильных или аудиальных характеристик.

Вторая, сравнимая по характеристикам сенсорная лаборатория была построена в Нидерландах в 1990 году, чтобы работать для европейских потребителей. Так как европейские требования к материалам в пищевой индустрии постоянно ужесточаются и при этом отличаются от стадартов США, возможность поддерживать бизнес с европейскими клиентами используя ресурсы европейской тест-лаборатории, было важным.

Не существует лабораторных инструментов, которые могут полностью интегрировать восприятие различных параметров вкуса, запаха, текстур на том же уровне, на котором это может делать человеческий мозг. Департамент сенсорных наук укомплектован около 38  скринированными (прошедших калибровочные тесты на распознавание базовых вкусов – прим.перев.) и тренированных панелистов в каждой тест-лаборатории, которые на постоянной основе используют методы сенсорных оценок, чтобы изучать вкус и запах и другие свойства продуктов.

Оценки производятся в соответствии со стандартами ISO и руководством MNL 26 ASTM (американская ассоциация, задающая стандарты в области материалов, материаловедения и в том числе стандартов их тестирования – прим. перев.). В 12 будках для тестирования создана расслабляющая, не напрягающая атмосфера для панелистов, благодаря специальному свету и мягкому, пастельных цветов декору. Мягкое давление приточной вентиляции  минимизирует заполнение тест-студии запахами, так же все тесты проводятся в соответствии со строгими санитарными требованиями.

Когда запускается тест, первым делом определяются цели исследования и количество необходимых образцов по каждому тест-продукту.

Препарация (приготовление) продукта варьируется в зависимости от продукта, который тестируется. Обычно, для американских потребителей тестовые образцы пленок или контейнеров готовятся при помощи сервировки необходимой порции продукта и помещения его в определенное количество воды на некоторое время при комнатной температуре. В тестах для европейских потребителей, сырьевые материалы, такие как суперконцентраты, образцы пищевых пленок, листов, жестких упаковок, контейнеров, трубочек итд.) взвешиваются и разрезаются на кусочки для тестирования; при этом, тесты в европейский тест-лаборатории всегда погружаются в воду при температуре выше комнатной (обычно между 30-60С), с температурой и различноей длительностью по времени, в зависимости от самого продукта и его составляющих, которые требуется оттестировать.

Образцы отдушек также взвешиваются и помещаются в бутылочки, затем прогреваются в течение определенного периода времени при определенной температуре, чтобы максимизировать активность компонентов. Непосредственно перед самой сенсорной оценкой образцы охлаждают до комнатной температуры.

Когда образцы приготовлены, панелисты приступают к работе. Кодированные образцы подаются в ротированном порядке для минимизации индивидуальных особенностей. При проведении сенсорных оценок панелисты покрывают всю поверхность языка продуктом (или приготовленной водой) и затем фиксируют результаты оценок. При оценках аромата отдушек, панелисты делают три быстрых втягивающих движения носом запаха тест-продукта и каждый из них оценивает два набора образцов, чтобы замерить воспроизводимость результатов и снизить вариативность данных. Также замеряются описательные характеристики продуктов.

 

СПРАВКА

При сенсорных тестах свойств упаковки в DOW используются следующие методы

Triangle test - Триангл тест (его еще именуют «тест треугольника»). При триангл-тесте в тесту участвуют три продукта. Два продукта одинаковые, один отличается. Задача панелистов определить отличающийся образец.

Rating test - Рейтинговый тест – используется только в Европе (шкала ценностей Дункана) между 0 и 5 определяет значимые различия между образцами в рамках одной серии оценок с доверительной вероятностью 95%.

0 = нет вкуса/запаха

1 = почти не распознается вкус/запах

2 =  слабо ощущается вкус/запах

3 = ощущается вкус/запах

4 = сильно ощущается вкус/запах

5 = очень сильно ощущается вкус/запах

В комбинации с ренкинговым тестом, рейтинговый тест замеряет минимальные различия между тестовыми образцами и является наиболее важным тестом, используемым для европейских потребителей.

Duo-trio тест - Дуо-Трио тест – Для тестирования сервируются три образца. Один из них считается «референтным». Панелисты сравнивают референтный вкус/запах с другими двумя образцами и определяют образец, который отличается по вкусу от референтного.

Paired comparison test – тест парного сравнения – тестируются два образца, и участники теста определяют, какой из образцов имеют более неприятный запах или вкус.

Ranking test – ренкинговый тест – для теста предлагаются три или более образца и участники теста располагают их в порядке от наименьшего к наибольшему по интенсивности образцу.

Hedonic acceptability test – гедонический тест приемлемости – образцы располагаются на шкале от одного до девяти для определения приемлем ли образец или неприятен для человека (используется только в США*)

Когда оценки завершены, проводится статистический анализ значимости результатов.

 

Подготовлено на основе материалов компании DOW с конференции Society of Sensory Professionals, октябрь 2012. Перевел Роман Шалимов

*Интересно: 5-бальная шкала используется DOW только в Европе, «девятибаллка гедоник» - только в Штатах.  

 

Опубликовано: 14.12.2012 | 18:54 | Просмотров: 2690


Комментарии (2)
Удивлен, не знал что проводят такие тесты Ссылка (как пользоваться мультиметром)
Ответить 15.12.2012  16:51
Отличная статья. Я также удивлен! Очень удивлен. Вот кстати, если зайти сюда Ссылка то также можно почитать полное руководство о том как пользоваться мультиметром.
Ответить 30.11.2013  00:27
О Блоге
Корпоративный блог Tochka Rosta Research&Testing
Tochka Rosta Research&Testing
consumer& sensory research blog
Создан: 16.06.2010 | 14:33
Темы: 23 | Посты: 40 | Показы: 38232
Рейтинг: | Голоса: 2
Авторы Блога
tr_qrs
Администратор

© Состав.ру 1998-2018, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7(495)230-05-97 адрес: 109004, Москва, ул. Полковая 3 стр. 3

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов