ЭТИКЕТКА ДОМАШНЕГО ПИВА или История одного домашнего пивовара

2009-10-12 15:15:44 11003

ЭТИКЕТКА ДОМАШНЕГО ПИВА
или История одного домашнего пивовара


Сергей Пронин aka Vlk Josef, 14 августа 2007


Рано или поздно любой домашний пивовар задумывается об оформлении своего результата
брожения. Даже если вопрос названия и дизайна изначально его вовсе не интересовал. Ведь
домашнее пивоварение — процесс обогащающий и утончающий. Сначала вы замечаете, что стали
относиться к пиву как-то иначе; затем сравниваете его с вином, ибо каждая бутылка уже не
открывается в суе и требует обязательных бокалов, кружек и особых событий; вы поражаетесь —
насколько пиво может быть красивым (во всех смыслах) — как оно может восхитительно пахнуть,
как великолепны могут быть пузырьки, казалось бы, обычного диоксида углерода... а затем
внезапно приходите к выводу, что вино вас перестало интересовать в той мере, как пиво. Точнее,
второе стало интересовать гораздо больше. И вот здесь рождается... Желание сделать свое пиво
красивым даже тогда, когда оно еще не розлито!

И чем прекрасно это желание (как и желание создания своего пива) для домашнего пивовара?
Он приходит к данному выводу по душе! Не из-за коммерческих целей, обстоятельств или
обязательств. Он ничего никому не хочет продать или доказать, он просто хочет делать (и делает!)
самое прекрасное пиво в мире, потому что это пиво — его. (Хотя... какой домашний пивовар не
мечтает сделать свое пиво еще и прибыльным делом?! ))) Ему не надо проводить дурацких
фокус-групп, озадачиваться рынком сбыта и решать кучу попутных проблем. И эта естественность
«вне денег» очень ценна. И он назовет свое пиво так как считает нужным. И это будет лучшее
название, когда-либо придуманное для пива. Но с оформлением, может возникнуть чуть больше
проблем, чем просто со словесной фантазией.

Чем же помочь опытному домашнему пивовару, но начинающему оформителю?
Ведь если теперь его слух греют такие красивые и понятные слова как Амилаза, Бетаглюкан или
Седиментация, то понятия Растр, Кернинг или Пантон слышатся сущей слаборазборчивой
матершиной. Как быть?

Для начала расслабьтесь. Возьмите привычную вам тетрадь и карандаш (к черту мышь!).

Первое — это знак, символ вашего пивовара, т.е. пивпроизводства. Ваша подпись? Отличная идея,
почему нет? У вашей семьи есть фамильный герб? Еще лучше! Монограмма? Чудесно! А если
ничего нет? Можно хотя бы нарисовать его на листке, чтобы понимать — какие ценности должны
быть там заключены, ибо в кажущейся простоте знака или герба заключен огромный
сконцентрированный смысл, т.е. они не должны быть пустыми образами «просто так». Иначе лучше
просто поставить подпись. Девиз? Отлично, если он есть, например, «Sovestium Pivovarum
Neobhodimum»... ну или что-то более толковое. Год основания пивовара стоит расположить
также рядом. Безусловно, стоит уделить время и геральдике — науке о построении гербов.
Если лень искать: www.excurs.ru замечательный ресурс по этой теме. Совершенно необязательно
герб должен включать хмель, колосья, весло или бочку. Но огромный плюс, если в данном новом
для себя вопросе вы проявите хоть каплю энтузиазма.

ПРИМЕР
Мой знак появился еще до 2001 года, когда я подумывал о создании своей торговой
марки. Тогда он появился в виде стилизованной ладони-пламени почти одновременно со слоганом «Идеи,
способные зажечь». А чуть позже был внесен в реестр знаков. Пивной герб, соответственно,
появился в самом начале 2007 года. Он был основан на щите, близком к германской форме,
оформленном колосьями и хмелем.



Фишка. Из нее можно выстроить много интересного. Вспомните один из самых ярких или
эмоциональных моментов. Это могут быть особые обстоятельства, книги, люди, образы, настроения
— все что угодно! И это близко только вам (и еще кругу избранных) в каких-то, прожитых только
вами, пространстве и времени, ассоциациях. И вам очень хочется это запечатлеть, оставить с этим
какую-то чрезвычайно важную для вас связь! Хотя, совершенно точно — это может быть и просто
вашей фамилией (но не слишком ударяйтесь в серьезный пафос!). Пивоваров, Хмелев, Солодов...
Рынок полон банальностями, но не будем продолжать коммерческое слабоумие, хотя можно было
бы и постебаться в виде аналогичных перлов — Альфакислотофф, Эндоспермофф... кхм.
Итак, название уже, полагаю, придумалось?

ПРИМЕР
Как появилось пиво «Черный волк» и «Йозефское»?
Много лет назад, когда еще мы, тройкой друзей, снимали квартиру, избавляясь от скуки,
придумывали себе всякого рода развлечения. Например, автомобильный гений Саня Волков любил,
приходя с автосервиса, запустить пятерню в пачку чая и насыпать горстку себе в литровую кружку,
после этого весь чай в пачке приобретал характер дорогущего копченого, так ценимого
знатоками. После некоторых подобных проделок я и мой друг Серега Курин приступили к атаке.
Серега первым нарисовал этого волка (рисовать не умел совершенно, но сделал гениальную
вещь!), добавил доброиздевательских надписей и этот клочек повесил на пачку чая. Через час мы
нарисовали этих волков штук тридцать, они висели везде — в туалете, на холодильнике, в
холодильнике, в морозилке, за стеклом посередине окна (там нарисованный мной волк выл на луну),
надписи были от добрых до добрых, но страшно нецензурных!





Вернувшийся с работы Шура смотрел на двух ржущих придурков, покрывал их изысканным матерком,
наливал очередной литр чая и углублялся в чтение какого-то огромного англоязычного справочника по старым
американским машинам.
И это была не просто история, но кусок нашей жизни. Как я мог не сохранить ЭТО, если до сих пор храню клочки
бумаги с нарисованными волками?

Как поклонник чешской культуры, языка и, конечно, пива — я не мог назвать свое первое черное пиво иначе,
чем «Черны влк»!



«Йозефское» появилось из схожих причин, я очень люблю литературу Ярослава Гашека и Йозефа
Лады, не говоря о рисунках последнего, и именно двум Йозефам (Ладе и Швейку) и было
посвящено мое первое светлое пиво.

К тому же, моя старая кошмарная кухня «немножко»
преобразилась после того, как купил за 80 рублей пачку гуаши да пару кисточек в книжном
магазине...




Пардон, что-то отвлекся :)))

А теперь второй, очень простой, этап:
Выбираете форму и основной цвет будущей этикетки. Часто выбор цвета вытекает из названия или
сорта пива, это естественно и оправданно. Если сортов много — расширяется и палитра (либо
привешиваются соответствующие ярлычки).

ПРИМЕР
Вот как я решил свою ближайшую линейку (Черный волк, Бурый кабанчик, Красный лис, Белый ворон):



Здесь можно заметить черное, светлое, полутемное и красное.
(конечно, возможно множество нюансов — пшеничное, стаут, портер, разновидности пива
низового брожения, что называется — только успевай варить и создавать рецепты!)

Что касается формы, то выбор не так велик.
Мы имеем: квадрат и прямоугольник в самом просто виде. И в более дорогом — все прочие формы.
Однако надо учитывать, что этикетки непрямоугольной формы дороже печатать и вырубать, так что
— рассчитывайте. К тому же всегда можно сделать любую понравившуюся форму на фоне
прямоугольника.

Если пока обстоятельства таковы, что вы не можете заказать печать даже маленького тиража в
цифровой типографии, а оформить пиво очень хочется — можно сделать и на принтере. К слову, я
не коллекционер, но имею маленькое, порядка 1500, собрание несовременных этакеток от
спиртного, так вот, до сих пор один из моих любимых образцов — клочок тетрадного листа с
параметрами брожения от облепихового вина урожая 1995-го года, которое делал еще мой брат.
Не случайно и дорогущие многолетние французские коньяки идут с подобной этикеткой, на которой
все вручную написал Мастер. Так что не надо испытывать здесь никаких ущемленных чувств.

А вот еще несколько мыслей о способах украшательства своего пива.
Например, совершенно недорого обойдется своя печать (штамп). Такая «штучка» смотрится очень
эффектно. Этикетка, в данном случае, получится одноразовой (чернила смоются), но здесь это и не
нужно, достаточно приобрести чуть тонированной бумаги оттенка слоновой кости, бежевого тона или
прочей, на ваш вкус, отпечатать ее в чернобелом виде на лазерном принтере — красочностью 1+0
(что означает одностороннюю печать одной краской). И эффектно припечатать штампом фиолетового
или красного цвета.

Если позволяют средства, можно печатать этикетки на самоклейке — это еще более упрощает
процесс оформления. Однако, стоит задуматься о составе клеящего слоя — легко ли вы его
сможете снять при мойке со всех сорока-пятидесяти бутылок? Не надо превращать процесс
украшения или «демонтажа» в многочасовую муку. Одно дело — клей-карандаш (он почти
мгновенно отстает в горячей воде; и без следов), и совсем другое — неведомая смесь типа того
кошмара, каким клеят этикетки к элям Peter's (снимается разве что рашпилем!).

Этикетка может не наклеиваться вообще, вы можете выполнить ее в виде столь популярных сегодня
«галстуков» — бумажек с отверстием чуть большим диаметра пробки. Правда, с моей точки зрения,
это выглядит не очень симпатично.

Или сделать единственную этикетку в виде бирки на нитке (веревочке, тесьме) по принципу ярлычка
в моем пиве. В таком случае вы вообще избавляетесь от суеты с наклейкой/отклейкой.

Или можно сделать лишь изящную ленточку на плечах бутылки.

В какой-то теме (на форуме TeddyBeer) однажды предложили даже настоящую сургучную печать!
Ее можно использовать или при запечатке или как ту же бирку на грубой веревке.
И это правильный подход!

Как видим, вариантов масса, и многие из них не требуют каких-то неоправданно больших средств.
Все дело в вашей фантазии, терпении и желании удивить близких.


Шрифт — на первый взгляд, это самый простой этап. Вроде, чего там сложного, выбрать 5-6
шрифтиков позакавыристей и порядок! Ан-нет. Правило номер раз — использовать 1-2 шрифта (а не
все, что вам покажется красивым). Для типов немецкого, английского и чешского пива (или для
отражения старого времени) вполне подойдут фрактуры (не очень хорошо читаемые готические
шрифты, которыми набраны названия Gambrinus, NewYorkTimes, ACDC). Кстати, названия
английских и американских газет набираются подобным шрифтом чрезвычайно часто (видимо, чтут
традиции, но не оригинальность). И выглядят готично, в прямом смысле. Шрифт Garamond (или, в
крайнем случае, Times) обычно выступает вашим спасителем тогда, когда вы зашли в тупик с
выбором начертания.
Разумеется, если вы поклонник японского пивоварения, не надо писать «Фудзияма» готикой. Верно
и обратное. Т.е. руководствуйтесь естественной логикой — соблюдайте культуру, время, контекст.
Если возникает много вопросов — всегда можно нырнуть в интернет, никогда еще информация не
была столь доступна как в наше время. И помните, что обычный шрифт типа Arial обычно гораздо
более уместен в дизайне, чем популярные декоративные закорючки. Если хочется чего-то
рукописного — напишите все от руки, ведь это ваш росчерк на вашем пиве!

Выберите места для герба, названия, какой-то дополнительной информации. Номер бутылки,
начальную и конечную экстрактивность сусла, содержание алкоголя в объеме и прочие переменные
лучше указать на легко снимающейся этикетке (я сделал это в виде ярлычка на золотой нити).



Информация указывается карандашом, а при новых тиражах израсходованные ярлычки просто
обновляются с помощью стерки и карандаша. Конечно, для этого вида этикетки желательно
плотность бумаги не ниже 180-200 г/кв.м. Для наклеиваемой этикетки — мелованная бумага с
плотностью не ниже 90, но и не выше 130. Такая плотность и фактура позволяют легко смывать
этикетки и использовать их много раз повторно. (Конечно, если подразумевается делать
одноразовые этикетки, данный абзац можно не принимать во внимание, и печатать, например, на
шикарных дизайнерских сортах бумаги с разным тиснением и вкраплениями).

К вопросу пугающей мороки с оформлением множества бутылок.
Трудно спорить — наклеивание и отклеивание этикеток настолько же захватывающи, как и
стерилизация тары. И хотя домашний пивовар — уже по умолчанию человек огромного трудолюбия
и завидного терпения (сначала долгие часы варки, а затем долгие месяцы созревания!) было бы
неплохо сократить время, затрачиваемое на данные этапы.

Пара рекомендаций.
1. Подписывание полусотни бирок, конечно, нудное занятие, однако, записываемую информацию
можно минимизировать, указывая, например, только серию и номер бутылки (например: №03-97).
Это будет означать номерную 97-ю бутылку из третьей варки пива. Можно ввести дополнительные
индексы WB = WhiteBeer, PA = PaleAle и т.п. Полную же информацию черпать из «beerового»
журнала пивовара, где будут даны подробнейшие сведения о каждой бутылке. Это весьма
интригующе выглядит, когда перед открытием бутылки (или после), перелистывая книгу записей, вы
зачитываете гостям сорта используемого солода, проценты алкоголя и выброда сусла.

2. Хотя с домашним пивоварением (по крайней мере, за собой я это точно заметил) употребление
пива в одиночестве и случается все реже и реже, тем не менее, у многих пивоваров «номерной
фонд» может быть разделен на гостевой, подарочный и, например, персональный. Оформление
каждого вида может быть разным. Речь идет именно об оформлении, а не качестве продукта
(наверняка всем знакома ситуация в путешествиях — есть хорошее вино «для своих», а есть вино
«для туристов»). Качество должно быть одинаковым, а совесть непоколебимой! :)
На гостевые и подарочные версии можно потратить гораздо больше ресурсов, в то время как
«длясебяшные» бутыли лишь промаркировать, чтобы при дегустационных записях ничего не
напутать. Не будем ханжами, понятие красоты (и ее оценки) уже само по себе намекает на
присутствие в сцене еще как минимум одного лица, кроме пивовара. Точнее, красота всегда требует
того, чтобы ее заметили, ведь ее не существует для одиночества. Наслаждение последним весьма
и весьма спорно. Так что угощайте вкусным и красивым пивом близких, делитесь яркими эмоциями
и получайте удовольствие!


Важный пункт! Никогда, ничего не заимствуйте без спроса. Это касается всего в этикетке —
картинок, дизайна или текста.
Ваше пиво должно быть вашим полностью, по возможности. К этому
располагает и переход от концентратов на All Grain.
Полезно изучить (но не заимствовать!) образцы оформления пива пивных держав: Чехии, Германии,
Англии, Ирландии, Польши, Словакии, США. По ним вы сможете заметить много интересных
деталей — как аккуратно работают профессионалы со шрифтом и цветом, как сохраняют
индивидуальность марки в линейке пива; какие способы выделиться они используют, когда сортов
под одной маркой очень много; какие мотивы использованы в единении названия с дизайном и
графикой. Дизайн этикетки не должен быть аляпистым. Хороший пример опять из винной темы —
сравните оформление западных вин с оформлением российских. Наши изо всех сил лезут вон,
чтобы что-то такого «красивого» накрутить. А европейцы? Они делают упор на крошечной но
потрясающей по красоте гравюрке, 2-3 изысканных шрифта с грамотным акцентированием... и все.
И в результате появляется оформление, достойное продукта. Хотя отсюда вовсе не следует, что
надо делать исключительно так. Просто понятие умеренности, вкуса и стиля еще не сильно у нас
распространено.
Поначалу вы можете допустить много грубоватых ошибок, но ведь я ошибался также, например,
предложив недавно сделать погружной чиллер из гофрированной нержавейки, не задумавшись о
том, что теплопроводность стали в десяток раз ниже теплопроводности меди!

После того, как этикетка будет создана, не пройдет и недели, как вы задумаетесь о бирдекелях
пивных подставках!

Но здесь я уже не буду говорить слишком много, достаточно знать размер
(обычно от 90x90 мм), форма (обычно квадрат со скругленными углами), материал (обычно —
пивной картон от 700 г/кв.м). Последний очень дорог в частном использовании, поэтому декели
могут быть напечатаны и на дизайнерском картоне меньших плотностей, но более интересных
фактур (тем более, теперь это уже имиджевый аксессуар, а не функциональная «крышко-подставко-
впитыватель»).
И не расслабляйтесь, потому что затем пойдут футболки, фартуки, скатерти... Вы попали! :)))




За красивое домашнее пиво!



Продолжение следует