Рассказы. «Что такое хорошо»

2009-10-15 10:19:19 2962


Однажды я получил восторженное письмо от незнакомки. Помимо приятных слов в нем содержалось и предложение поработать над буклетом. Работа была выполнена, буклет отпечатан и, судя по отзывам, эффективно выполнил свои функции. Владелица бизнеса оказалась красивой не только в манере письма, но также и в жизни. Мы все чаще выбирались на прогулки по Третьяковской Москве, по зеленым паркам и, бывало, прохаживали по нескольку часов в день, разговаривая на разные темы. Виделись от проекта к проекту, не так чтобы часто, но всегда с сильным впечатлением, и каждая встреча оставляла ощущение только что жадно прочитанной книги. «Желтые глаза», точно так как в песне моего доброго знакомого гения Жени Феклистова.

Ее компания росла. И вот ведь глупость какая — кто-то подкинул идею рестайлинга логотипа. А знак был весьма неплох — простой, считываемый, легкий. На смену же пришло месиво корявых букв и форм: шарики, градации, безумство шрифта. Полный фарш.
— Тебе нравится?
Я впервые не нашелся, что ей ответить.
— Это кто же вам такого наворотил?
— А что в нем не так?
И тут до меня дошло, что она действительно может этого не понимать. Мы много говорили про дизайн, про рекламу, про людей. Для меня было поразительно, как можно было столь здраво рассуждать на эти темы и при том совершенно не разбираться в соседних вопросах. И это кажется таким нелогичным, неправильным; всем нутром удивляешься — как же это может быть? Да очень просто! Надо принять, что люди могут не разбираться в сферах, в которых не работают профессионально или которыми не интересуются. И это естественно.

Неестественно (хоть и часто, увы), когда работают — и не разбираются; или разбираются — но не интересуются, этакий профессионализм в поту безразличия.

Поэтому я всегда думаю, как проходит детство у бухгалтеров, например. Или архивариусов. Ну много таких всяких профессий, не то чтобы плохих, нет. Далеких мне. Эй, а не от того ли, что ты в них сам не разбираешься, а? Да что ты знаешь об архивариусах вообще? (прорвался внутренний голос с извечным тоном оправдания)

На концерте одни слушают музыку, а другие следят за смычками. Добавим третьих, которые слушая — следят (сами музыканты, ну типа как мы рекламщики смотрим рекламу). Четвертых — которые очень хорошо делают вид, что слушают, но ни черта не понимают на самом деле. Пятых? И так далее, вплоть до идиотов, честно разговаривающих по телефону. И в общем-то все они как бы слушают музыку. Но по разному. Допустим, музыкант не дотянул ноту (не сфальшивил — это-то мы конечно заметим, а именно не дотянул). Среди профи начнется обсуждение — насколько это непрофессионально или насколько это смело и инновационно. Толпа псевдо-профи вслед за ними начнет те же самые разговоры. Все же прочие просто не поймут — в чем диспут?

Как-то давно мы с приятелем поехали за аудио-колонками. Занесли их на квартиру, взмокли как черти — каждая величиной почти с холодильник!
— Дим, а нафига тебе такие колонки?
— Ты не понимаешь!
Я отчетливо запомнил, как он с легкостью разбирал любое звучание — тут не хватает басов, тут высокие не вытягивает. И что не вытягивает? Каких басов не хватает? Он вставил тест-диск и выкрутил ручку громкости на огромном черном чемодане-ресивере...
За несколько секунд я последовательно превратился в контрабас, смачно шваркнул сам по себе хай-хэтом, щетки осыпались мурашками по спине, барабаны начали ритмично проглатывать и выплевывать меня гигантскими подушками безопасности, звуки продолжались какое-то время, затем кончились. Внутри меня все еще дергалась в затихающих колебаниях струна контрабаса. Вот теперь понял. Можно примерно так же объяснять клиентам, что такое хороший дизайн и посредственный, нужен ли он или нет?

Необходимость дизайна характеризуется наличием и характером аудитории, способной к оценке и дальнейшему влиянию. Потому и бессмысленны разговоры на тему — важен дизайн или не важен. Надо понимать, что дизайн в некоторых ситуациях не играет никакой роли. А в некоторых играет едва ли не первую. Если отвлечься от споров на тему объективных критериев хорошего дизайна, то я бы сказал так: хороший дизайн всегда важен, но не всегда необходим.
И хорошо бы стремиться собственно к пониманию хорошего дизайна, желанию обладать им (или делать его), даже без видимых на то причин.