Как сделать продающую упаковку. Школа онлайн-исследований Александра Шашкина. Занятие четвертое.

2010-09-03 11:03:11 8041

На третьем занятии мы разобрались, как тестировать название нового продукта или услуги. А сейчас обсудим, как на основании мнений целевой аудитории сделать упаковку, которая будет успешно «продавать» продукт.

Наша школа интерактивна – мы размещаем на сайте OMI www.omirussia.ru дополнительные материалы по каждой теме. Здесь вы сможете найти подробные описания методик, примеры проектов, а также статьи по теме занятия. Вы также сможете задать нам вопросы и получить быстрые и квалифицированные ответы. Просто кликните на баннер «Школа онлайн-исследований» на главной странице сайта!

Данный материал готовился совместно со специалистами российского филиала компании Synovate (www.synovate.com), регулярно занимающейся тестированием упаковки для ведущих FMCG-брендов.

Подходы к тестированию упаковки

Упаковка – это очень важно! Люди при выборе покупки все меньше читают тексты и все больше ориентируются на внешнюю привлекательность товара. Упаковка должна отличаться, привлекать взгляд, содержать важную информацию на заметных местах, отражать ценности бренда и уникальные свойства продукта.

Исследования упаковки или пэк-тесты (от англ. pack test), обычно проводят, когда на рынок выводится новый продукт, расширяется линейка существующих продуктов или проводится ребрендинг, редизайн, рестайлинг или репозиционирование уже имеющегося.

Изменения упаковки происходят достаточно часто. Вот несколько типовых задач, которые решают маркетологи при помощи тестирования упаковки:

  1. Компания планирует перейти на более дешевую упаковку с целью снизить затраты. Как такое изменение отразится на спросе?
  2. Компания собирается с помощью более дорогой упаковки перевести продукт в премиальный сегмент (например, решено выпускать минеральную воду не в пластиковых бутылках, а в стеклянных). Насколько адекватно способна новая упаковка передать премиальность продукта? Готов ли потребитель платить больше за этот продукт? Или вместе с упаковкой надо искать нового потребителя, ведь перевод продукта в другой ценовой сегмент – это, по сути, репозиционирование, что, как правило, сопряжено со сменой или коррекцией целевой аудитории.
  3. Изменен дизайн упаковки, причем, имеется несколько вариантов. Как выбрать лучший из них? Заметим, что этот «лучший» должен нравится потребителям, а не самим маркетологам компании-производителя или ее топ-менеджерам.

В зависимости от задач, стоящих перед компанией, для изучения упаковки можно применять качественные и количественные методы исследования. Основной задачей качественных методов (таких, как этнография и фокус-группы) является понимание того, как люди хранят и используют продукт, как можно изменить упаковку, чтобы сделать жизнь людей удобнее. Так, например, в ходе изучения потребления различных напитков «на ходу» была разработана новая форма крышки – «спорт-кэп», позволяющая быстро и удобно открывать и закрывать бутылку. Другим примером является оптимизация упаковки зубной пасты с целью либо вовсе убрать крышку, либо сделать ее частью тюбика.

Цели количественных тестов обычно включают исследования удобства использования (юзабилити-тесты), заметности на полке, соответствия упаковки ожиданиям целевой аудитории и имиджу бренда. Остановимся на количественных исследованиях подробнее.

Надо отметить, что упаковка редко тестируется отдельно. Как правило, ее тестируют совместно:

- с концепцией продукта, элементом которой часто является упаковка;

- с продуктом; при этом изучают влияние упаковки на его восприятие (известно, что продукт в дешевой упаковке воспринимается как менее качественный); материал упаковки может влиять на вкусовые качества продукта или на их восприятие (например, напиток в алюминиевой и стеклянной банке или пластиковой бутылке может восприниматься очень по-разному);

- с названием. Например, сразу делается дизайн бутылок и этикеток;

- с ценой; выбор оптимальной цены для продукта в новой упаковке.

Интуитивно понятно, что тестировать упаковку нужно в «естественной» среде, то есть на полке в окружении конкурентов. Но проводить исследование непосредственно в магазине крайне сложно, хотя некоторые западные исследовательские компании имеют собственные магазины для таких целей. Однако создать искусственную среду, воспроизводящую привычные условия торговой точки, не так сложно, хотя необходимо соблюсти целый ряд условий. Далее мы рассмотрим, как можно создать условия для тестирования, близкие к «боевым».

Марш на полку!

Традиционно упаковка тестируется на холл-тестах с уличным или предварительным рекрутингом респондентов. В помещении, где планируется проводить исследование, монтируют реальную полку (или стеллаж – в зависимости от масштабности исследования и числа испытуемых образцов). На эту полку надо поставить предварительно закупленную продукцию конкурентов – симуляция реальности должна быть максимально полной. Также на полке будет расположен прототип или пилотный образец вашего продукта в новой упаковке (mockup). Заметим, что выпуск пилотных упаковок обходится очень дорого. Как правило, для теста нужно делать 15-20 образцов, причем все происходит в обстановке строжайшей секретности – вдруг о планах узнают конкуренты.

Другой подход – сделать большой баннер с изображением полки в натуральную величину (на всю длину помещения), такой баннер называется «планограмма». При этом важно, чтобы респондентам была продемонстрирована полка, которая используется в основном канале продаж. Иногда респондентам показывают несколько форматов полок: основной и альтернативный. Например, формат супермаркета (modern trade) или «обычного магазина» (traditional trade). В современных тестах традиционный формат нередко игнорируется, упаковка сразу тестируется для формата супермаркета.

При подготовке изображения полки необходимо также учесть характер расположения продукта в магазине. Например, для напитков респондентам показывается два изображения: размещение в холодильнике и на полке. Планограмма демонстрирует «обычное» местонахождение продукта, учитывая стандартные выкладки и доли полки, занимаемые различными брендами в категории.

Итак, все готово к тесту. О чем и как спросить респондентов, расскажем далее.

Что и зачем измеряем?

В тестах упаковки, как и в тестах концепций и названий, используется понятие «скоринг» (от англ. scoring – подсчет, вычисление). По итогам тестирования мы должны присвоить каждой упаковке некую оценку или «скор». Например, Упаковка 1 получила среднюю оценку 5 по 7-бальной шкале «нравится – не нравится». Наличие скоров позволит нам сравнивать упаковки по одинаковым характеристикам.

Основные скоры имеют универсальный характер. Это liking («нравится – не нравится»), preference («лучше – хуже»), intention to use («буду – не буду использовать»), intention to recommend («буду – не буду рекомендовать»). Мы подробно обсуждали эти скоры на втором и третьем занятиях школы (материалы можно посмотреть в предыдущих номерах журнала или на сайте www.omirussia.ru).

Однако в тестах упаковки используются дополнительные скоры, такие как SOV (от англ. source of volume – источник роста рынка; он показывает, какая доля спроса может формироваться, в данном случае, упаковкой), соотношение упаковки и качества продукта, готовность платить больше, запоминаемость или заметность на полке, спонтанное восприятие на полке, соответствие ценностям бренда и т.д. Остановимся на некоторых из них подробнее.

До демонстрации полки обычно измеряется скор под названием SOV. Методики его измерения могут различаться. Например, компания Synovate использует следующую: респондента просят купить 11 продуктов определенной категории, как если бы ему нужно было это сделать во время одного похода в магазин. У респондента спрашивают: если вам нужно купить 11 йогуртов, какие бы йогурты вы купили? Важно, чтобы респондент указал тип, вкус, жирность, объем упаковки и другие значимые характеристики. После демонстрации новой упаковки такой тест проводится еще раз, а результаты сравниваются. Таким способом можно понять, откуда придут покупатели нового продукта (подробнее о «перетекании» и «каннибализации» см. Занятие №3, «Маркетинг Менеджмент №1-2 за 2010 год).

Важнейшим скором является запоминаемость или заметность на полке. Для его измерения респонденту показывают полку в течение трех-пяти секунд. При этом участники исследования делятся на две группы – основную и контрольную. Контрольной группе показывается текущий вариант упаковки, основной – новый вариант. Затем происходит сравнение результатов по этим группам. Если продукт новый, можно сравнивать заметность его упаковки с данными по основному конкуренту. Такая процедура позволяет понять, как будет «работать» новая упаковка в сравнении с имеющейся, а также с упаковками конкурентов.

Также важно спонтанное восприятие упаковки на полке. Здесь мы пытаемся понять, насколько выделяется наша упаковка, передает ли она ценности категории больше остальных? Например, для воды этими ценностями могут быть чистота и польза для здоровья. Насколько успешно упаковка доносит потребителю сообщение, что наша вода самая чистая и полезная? Это и есть предмет для скоринга.

Добавим, что некоторые скоры нередко сопровождаются открытыми вопросами, где мы просим респондентов объяснить, что им нравится или не нравится, уточнить, почему они поставили ту или иную оценку. Эта содержательная информация может существенно облегчить интерпретацию результатов, а также дать много новых идей.

Конечно, тестирование упаковки требует серьезной подготовки. Скорее всего, потребуется помощь профессиональных дизайнеров, фотографов и исследователей. Кроме того, холл-тесты – довольно дорогостоящий способ сбора информации, требующий значительных временных затрат. Многих трудностей можно избежать, тестируя упаковку онлайн.

Тестирование упаковки онлайн: вперед к новым возможностям!

Сразу же отметим, что не все исследования упаковки можно делать онлайн. Так, в сети сложно делать качественные тесты, хотя примеры успешной реализации подобных проектов есть. К новым методам в этой области относится «нетнография» – метод, когда люди по e-mail посылают фото и видео об использовании продукта, а также участвуют в онлайн-дискуссиях по поводу различных вариантов упаковок. Этнографические исследования можно проводить при помощи веб-камер, наблюдающих за использованием продукта в реальном времени. Известным примером является исследование для одного из крупнейших производителей зубной пасты – в ванной комнате у специально отобранных респондентов устанавливались веб-камеры, фиксировавшие особенности того, как люди чистят зубы, куда кладут пасту и щетку, какие испытывают неудобства и т.п.

В интернете довольно сложно проводить юзабилити-тесты, однако есть формат, когда людям, согласившимся принять участие в проекте, отправляют продукт в новой упаковке, а затем, после определенного времени использования, проводят опрос (такие исследования называются IHUT – in-home usage test, тестирование на дому). Рекрутировать респондентов для подобных проектов можно из онлайн-панелей (сообществ людей, которые согласились периодически участвовать в маркетинговых исследованиях за вознаграждение). Массовые панели с подробной информацией об участниках позволяют отобрать для проекта представителей даже самых сложных целевых аудиторий. Например, панель OMI, рекрут в которую ведется на сайте Anketka.ru, насчитывает более 300 тысяч участников. Понятно, что из этого количества почти всегда можно выбрать требуемое число респондентов для конкретного исследования.

Также к ограничениям онлайн-метода сбора информации можно отнести невозможность потрогать упаковку, оценить ее на ощупь или на вес. Иными словами, в интернете мы можем работать только с тексто-графическими и видеостимулами. Однако этого может быть достаточно.

Какие же преимущества предоставляет онлайн для тестирования упаковки?

Помимо очевидных достоинств, связанных со скоростью тестирования (три-пять дней) и экономией бюджета (до 50%), есть и другие преимущества, позволяющие отдать предпочтение онлайн-методу сбора данных для пэк-тестов. Вот наиболее значимые из них:

1) Интернет дает больше возможностей по работе с полками. Не нужно тратить деньги ни на создание прототипа упаковки, ни на большие качественные планограммы. В виртуальном мире можно легко создать изображение «полки», причем, в нескольких вариантах. Кроме того, респондент может кликнуть на онлайн-упаковку и увидеть 3D-модель. Также можно ротировать расположение товаров на виртуальной полке, тогда как на холл-тесте это связано с большими трудностями. Интернет-среда дает возможность реалистично воссоздавать ситуацию покупки за счет реализации «виртуального 3D-магазина», который позволяет симулировать весь процесс шопинга от попадания в торговую точку до оплаты товаров на кассе.

2) В сети уже сложились особые методики тестирования упаковки. Наиболее популярная из них – клик-тест. В ходе такого исследования респонденту демонстрируются различные варианты упаковки, а он должен кликнуть мышкой на те фрагменты макета, которые привлекли его внимание. Это позволяет понять, насколько заметны элементы упаковки, к которым вы хотите привлечь внимание, а также сравнить варианты дизайна, местоположение логотипа, оценить воздействие упаковки на потребителя. Аналогичное упражнение можно делать и с фотографиями полок: привлекает ли внимание ваша новая упаковка? Находятся ли ваши бренды в заметных местах? Могут ли покупатели найти вашу продукцию?

3) Интернет дает исследователям возможность строго контролировать методику теста. Например, можно фиксировать продолжительность показа полки одному респонденту. Если важно, чтобы различные группы респондентов увидели разные варианты полок (или различное расположение товаров на полке), то в онлайн-режиме решить такие задачи значительно проще.

4) В онлайн-среде можно эффективно защитить конфиденциальную информацию и идеи от несанкционированного копирования. К стандартным процедурам обеспечения безопасности относятся:

  • невозможность вернуться на предыдущую страницу анкеты;
  • защита от «Сохранить рисунок как…»;
  • защита от копирования с последующей вставкой;
  • защита от скриншотов (фотографий экрана);
  • защита от печати с экрана;
  • защита от закачки видео в кэш-память, веб-стриминг видео.

5) Онлайн-методика сбора данных не только позволяет получить на 50-70% больше информации при ответах на открытые вопросы, но и избежать влияния интервьюера на результаты исследования. В онлайн-режиме люди сами записывают ответы в анкету, а это значит, что мы получим реальные высказывания, а не результат «испорченного телефона».

6) Использование онлайн-панелей дает возможность строго отобрать целевую аудиторию для вашего теста. Перед тем, как попасть в основную анкету, панелисты проходят через анкету-фильтр, а значит, можно уверенно сказать, что в тесте участвуют только те люди, мнение которых мы хотим узнать.

7) Результаты тестирования доступны в реальном времени, то есть с ними можно работать, не дожидаясь окончания поля. Что немаловажно, ведь скорость получения информации все чаще становится важнейшим преимуществом в конкурентной борьбе.

По мнению ряда исследователей, интернет является идеальным инструментом для оценки дизайна упаковки, проверки упаковки на соответствие имиджу и ценностям бренда, а также для ценовых тестов. Также в онлайн-режиме можно делать экспресс-проекты формата disaster-check (исследования для «защиты от дурака»), позволяющие проверить культуросообразность названия и элементов упаковки. Например, какие-то изображения могут иметь устойчивые локальные ассоциации, а слова – несколько значений, в том числе не слишком позитивных для исследуемого продукта.

При выборе онлайна в качестве инструмента сбора данных нужно учитывать качественный состав интернет-аудитории и ее соотношение с вашей целевой аудиторией. Важно, что в сети удобно опрашивать некоторые группы респондентов, собрать которые в одном месте, часто бывает весьма сложно. К ним относятся, например, люди с доходом «средний и выше», автомобилисты, пользователи банковских и страховых услуг, молодые мамы и беременные женщины, а также такие категории, как владельцы бизнеса и топ-менеджеры.

Итак, мы выбрали интересную идею, протестировали концепции, «посоветовались» с целевой аудиторией по поводу названия и упаковки нашего продукта, проанализировали, как он будет смотреться на полке и выгодно отличаться от конкурентов. Теперь стоит подумать о рекламе. Потратить 5% от бюджета размещения на предварительное тестирование рекламы – практика, принятая во всем мире. Как сделать это быстро, технологично и недорого мы расскажем на пятом занятии. Может быть, реклама в России станет от этого немного лучше!

Опубликовано в журнале «Маркетинг Менеджмент».