БАНК В СТИЛЕ ФАНК: 5 самых стильных розничных банков в мире

2010-11-04 15:22:30 20066

Иностранные банки в борьбе за клиента используют все более новые и креативные аргументы. Если офисы российских банков лишь подчеркивают консервативность и прагматичность финансистов, то зарубежные конкуренты перешли в контрнаступление – клиенты, как оказалось, вполне не прочь поменять свой банк на более модный и прогрессивный.

1. CheBanca!, Италия

Источник изображения: http://thefinancialbrand.com/2454/chebanca-branch/

Банковские отделения CheBanca! являются в современном банковском мире эталоном инновационности. Это достаточно молодой итальянский банк и при этом уверенно отвоевывающий клиентов у своих более скучных старших коллег. Дизайн отделений, разработанный компанией Crea International, выдержан в ярко-желтом и ослепительно-белом цветах – так обыграли дизайнеры студии тему энергии солнца. Она отождествляется одновременно с технологичностью и дружеской теплотой. Внутренняя логистика и зональность также напоминают строение солнечной системы, внутри которой находится ее центр – клиент. Фирменный стиль отделений CheBanca! подчеркивает прозрачность и этичность своего бизнеса – это банк, который не обманывает, и при этом предлагает технологичные и простые решения на каждый день.

Источник изображения: http://thefinancialbrand.com/2454/chebanca-branch/

Для своих отделений банк выбирает помещения около 200 квадратных метров с большими окнами «в пол» на крупных улицах с оживленным движением – сквозь эти окна всегда должен быть виден инновационный дизайн, который заманивает пешеходов спонтанно зайти внутрь. Таким образом, отделения CheBanca! превращаются из пассивно существующих объектов инфраструктуры в постоянно и эффективно работающую рекламу.

Источник изображения: http://thefinancialbrand.com/2454/chebanca-branch/

Между сотрудниками банка и клиентами нет никаких перегородок. Отдельное внимание уделено техническому оснащению отделений – везде присутствуют интернет-терминалы для самообслуживания и интерактивные панели с сенсорными экранами для ознакомления с продуктами банка. С одной стороны, такое техническое оснащение покажется российскому обывателю излишком, но на деле получается, что такое решение позволяет банкам даже экономить деньги. В такой обстановке клиенты охотнее и качественнее осваивают интернет-банк и мобильный банк и потом совершают все операции самостоятельно из дома, что экономит CheBanca! затраты на персонал и совершение транзакций. Но банк не только технологичный, но и дружественный клиенту – в отделениях предусмотрены детские игровые уголки, зона отдыха с кофе, газетами и журналами, периодически проводятся дегустации вина, выставки или небольшие концерты.

2. Bankinter, Испания

Источник изображения: http://saffron-consultants.com/featured-work/archives/bankinter/

Bankinter – пятый по величине банк в Испании. Его отделения, выдержанные в ярко-оранжевой с белым цветовой гамме, с прозрачными стенами, декором со скругленными углами, технологичным минимализмом в интерьере, говорят о том, что это интеллектуальный банк, который привлекает думающих клиентов. Это банк, который создал первый в Испании интернет-банк, потом мобильный банк и технологию банковских видеоконсультантов.

Источник изображения: http://saffron-consultants.com/featured-work/archives/bankinter/

Как и в случае с CheBanca!, прозрачные стены убирают барьеры в общении между сотрудниками банка и клиентами, и подчеркивают то, что банку нечего скрывать. Bankinter привлекает вдумчивых, скептичных и способных к принятию самостоятельных решений клиентов. Сложный, интеллектуальный, даже самоуверенный и откровенный – дизайн офисов Bankinter формирует его индивидуальный характер и имидж.

Источник изображения: http://saffron-consultants.com/featured-work/archives/bankinter/

Во всех отделениях предусмотрены зоны с интернет-терминалами для самообслуживания и обучения интернет-банку. Еще одним нововведением Bankinter являются терминалы с видеоконсультантами.

Кстати, очень похожие отделения на испанский Baninter делают голладский ING, и турецкие TEB и GarantiBank (только оба - в зелено-белом исполнении).

3. Umpqua Bank, США, штат Орегон

Источник изображения: http://thefinancialbrand.com/9288/umpqua-bank-neighborhood-store-branch/

В крупном орегонском банке Umpqua Bank вы не найдете очередей, буклетов и информационных лайтбоксов, зато вы увидите здесь счастливых людей с кофе за столиками, услышите веселую музыку и наткнетесь на продажу самых разнообразных мелких предметов. Это настоящий lifestyle-банк – который больше похож на Starbucks, чем на крупное финансовое учреждение.

Источник изображения: http://images.businessweek.com/ss/08/07/0717_idea_winners/54.htm

Сам банк позиционирует себя как банк без отделений, но с магазинами. Все пакеты услуг, банковские карты и другие банковские продукты упакованы в красивые и броские коробки и упаковки, которые спонтанно хочется взять с полки. Популярность банка заключается в том, что в него просто приятно зайти. Местные жители часто говорят «встретимся вечером в Umpqua Bank!» - а теперь представьте, что вы кому-то назначаете свидание в Сбербанке или Альфа-банке.

Источник изображения: http://www.businesspundit.com/fortune-100-company-interview-umpqua-bank-serves-up-a-lifestyle/

Заслуга в изменении формата и дизайна Umpqua Bank, которое изменило и масштабы бизнеса и объемы прибыли банка к лучшему, принадлежит его президенту Рею Дэвису. Именно он когда-то заметил, что банку, чтобы быть успешным, не обязательно быть скучным, похожим на остальных, холодным и спокойным.

Источник изображения: http://www.oregonlive.com/business/index.ssf/2010/05/new_umpqua_bank_locations_will.html

Каждый управляющий отделения сам решает какие мероприятия ему нужно проводить в отделении банка. И любой клиент может обратиться к нему, чтобы провести киносеанс для друзей, небольшую вечеринку или устроить выставку. Отделения банка являются настоящими коммуникационными центрами в своих районах – что сказывается на том, что 60% покупок в них совершаются импульсивно. Umpqua Bank является ярким примером того, что изменения в дизайне могут привести к изменению бизнес-модели банка и стать причиной его бурного развития.

4. Caja Navarra, Испания

Caja Navarra – или сокращенно CAN – пионеры гражданского банкинга (civic banking), построенного на принципах прозрачности и социальной ответственности. Банк наделил своих клиентов пятью основными правами, которые объединяют работников и клиентов банка в одну «коммуну»:

  1. Вы можете знать, сколько и на чем банк зарабатывает денег.
  2. Вы можете знать и решать, какая часть клиентских депозитных средств должна быть пущена в оборот банком.
  3. Вы можете определять, как прибыль банка должна быть использована на социально-ответственные проекты.
  4. Вы можете знать, к каким изменениям привели социально-ориентированные проекты, которые поддержал банк.
  5. Вы можете добровольно помочь банку не только деньгами, но и временем и энергией для реализации социально-ответственных проектов.

Основные каналы рекламы и коммуникации банка с клиентами являются социальные сети - Twitter, YouTube, Facebook, Flickr и Friendfeed.

Источник изображения: http://thefinancialbrand.com/6438/caja-navarra-civic-banking/

Банк спроектировал свои отделения как места для общения, как точку, вокруг которой формируется сообщество единомышленников. Любой может предложить и организовать в отделении банка концерт, театральную постановку, детский праздник или презентацию книги.

Источник изображения: http://www.cajanavarra.es/en/conocenos/sala-de-prensa/galeria-multimedia/caja-navarra/oficinas/

При оформлении банковского продукта клиент определяет на какие цели пойдет прибыль банка, полученная с этого продукта: поддержку людей с ограниченными возможностями, исследования, помощь окружающей среде, развитие занятости и предпринимательства, культуры, сохранения исторического наследия, проведения спортивных или развлекательных мероприятий. Клиенты могут представить банку для финансирования свои проекты или поддерживать чужие. В 2008 году 500 тысяч клиентов банка потратили 50 миллионов евро на реализацию 2700 проектов. Также банк издает журнал Cancha о civic banking и своих проектах. Сейчас у банка около миллиона клиентов.

5. Jyske Bank, Дания

Источник изображения: http://www.streamingmedia.com/Articles/Editorial/Featured-Articles/Case-Study-Jyske-Bank-Serves-Espresso-Enterprise-Video-64976.aspx

Juske Bank – один из крупнейших частных банков Дании. Как правило, люди первый раз попадают в его отделения, увидев внутри приятных людей с кофе в руках или заглядевшись на огромные мониторы с развлекательным контентом в окнах. Успех этого банка также зависит от выбранной концепции: чтобы быть успешным банком надо быть максимально непохожим на классическое банковское отделение.

Источник изображения: http://www.streamingmedia.com/Articles/Editorial/Featured-Articles/Case-Study-Jyske-Bank-Serves-Espresso-Enterprise-Video-64976.aspx

Отделение Jyske Bank делится на зоны AskBar (ресепшн и консультации), CoffeeBar (развлекательная зона с кофе и журналами) и MoneyBar (рабочая зона). Все продукты представлены исключительно в коробочном исполнении. Везде находятся интерактивные мониторы с короткими информационными и обучающими роликами по продуктам и услугам банка.

У немецкого Deutsche Bank спустя несколько лет тоже появился похожий концепт формата отделений – Q110 – но широкого распространения он не получил.

Источник изображения: http://thefinancialbrand.com/3011/deutsche-bank-branch/

Как и в Jyske Bank, все продукты представлены на стеллажах в виде коробок. Отделение банка стало больше предназначено для общения и приятного времяпрепровождения. Если вам понадобится более подробная консультация – менеджер в зале в спокойной обстановке расскажет вам о преимуществах продукта.

Источник изображения: http://thefinancialbrand.com/3011/deutsche-bank-branch/

Основной частью концепта Q110 от Deutsche Bank стала огромная зона отдыха с диванами, книгами, журналами и кофе. Также появились в продаже, помимо банковских продуктов, просто трендовые вещи, которые на взгляд банка подходили к стилю жизни его клиентов.

Источник изображения: http://thefinancialbrand.com/3011/deutsche-bank-branch/

Европейская Ассоциация по Менеджменту и Маркетингу в Финансовой сфере (EFMA) весной 2009 и 2010 годов провела международные конференции «Отделение будущего» («Branch of the future»), а также посвятило этой теме один из номеров своего журнала (EFMAG №217). Участники этих конференций и авторы статей выделили основные тренды, применимые к отделению банка будущего, которые мы также увидели в примерах данного обзора:

  1. Нестандартный и яркий дизайн отделения является дополнительным рекламным каналом привлечения клиентов – повышенные инвестиции в разработку концепции и строительство выделяющихся отделений позволит сократить в будущем расходы на рекламу.
  2. В том числе, нестандартный дизайн позволяет эффективно привлекать и обучать самый потенциально перспективный сегмент клиентов – молодежь.
  3. Отделения будущего ориентированы не на массовые продажи (они перемещаются из оффлайна в Интернет), а на консультации и обучение своих клиентов.
  4. Обучение дистанционным каналам обслуживания (интернет-банк и мобильный банк) является одной из основных функций таких отделений.
  5. Отделения будущего должны являться олицетворением бренда банка и его ценностей. Новые зоны отделения – отдыха, детских развлечений, массовых мероприятий, продажи сопутствующих товаров, - помогают сформировать вокруг отделений сообщество сторонников бренда и более качественно передать образ жизни предполагаемого клиента.

Почти год назад Сбербанк первым из российских банков представил свое видение отделения будущего и до сентября 2010 года обещал открыть еще 20 таких отделений. Однако и инновационная значимость разработки, и результаты практического тестирования, и будущее проекта остаются неизвестными.

Источник изображения: http://www.sostav.ru/photoreport/2009/sber/sber