“Kak tebe takoe, Elon Musk?” — шрифтовая студия TypeType про виды лицензий и последствия в случае нарушений

2023-09-25 12:42:52 Время чтения 14 мин 1448

Чем грозит бизнесу использование шрифта без покупки лицензии? Кто будет оплачивать штраф, если шрифт взят с сайта-агрегатора? Что будет, если игнорировать письма от шрифтовой компании?

Тема выпуска — шрифты. В гостях Денис Васильев — руководитель коммерческого отдела компании TypeType.

Много лет я (автор подкаста) занимался разработкой сайтов. Однажды взял один шрифт из общей базы, и не проследил его на предмет лицензии. Недавно мне пришло “письмо счастья” (скрин ниже), в котором указали, что я не купил лицензию: шрифт я не использовал, но он числился в базе. Я удалил его, связался с компанией и пригласил ее в подкаст, так как считаю тему шрифтов важной для диджитал-рынка.

Дяченко Александр
бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность».
Друзья! Начинаю видео-версию подкаста: сейчас это экспериментальный формат — будет плавный переход. В дальнейшем таких роликов будет больше, так как рынок считает, что подкасты — жанр видео. Надеюсь на вашу поддержку: лайки, репосты коллегам и комментарии.

Денис, расскажи о себе и о компании TypeType

TypeType — шрифтовая студия. В этом году у нас юбилей — 10 лет. 5 лет назад я стартовал в должности менеджера по продажам. Ранее мы продавали лицензии на шрифты через российские и зарубежные площадки, но приняли решение взаимодействовать с клиентами напрямую — через меня. Сейчас это коммерческий отдел из 10 человек.

Насколько общество осведомлено о платных шрифтах? В чем разница между открытой и коммерческой лицензией?

В целом общество осведомлено о шрифтах и коммерческом лицензировании, его приобретении и продлении. Эти знания уже не вызывают страха и нежелания работать с проектом. 

Денис Васильев
В этом большая заслуга дизайн-сообщества, перед которым я снимаю шляпу. Дизайнеры сделали очень много для того, чтобы повернуть вектор общественного понимания в сторону коммерческих инструментов, в том числе шрифтов.

Про свободные шрифты: все дизайнеры их любят, тем более на старте. Обратная сторона — бесплатными шрифтами пользуются все. Их доступность говорит о том, что проект не будет слишком уникальным. Пример — шрифт Roboto.

Денис Васильев
Коммерческих шрифтов много, их нужно выбирать. Есть шанс, что при выборе определенного шрифта, вариантов повторения будет меньше — а значит, больше возможностей сделать продукт уникальным.

Как по шрифту понять, с лицензией он или нет?

Лицензии на шрифты отличаются теми областями, в которых их используют. Если используешь их в полиграфической продукции, в логотипе и  макетах — достаточно десктоп-лицензии — базовой лицензии для коммерческого продукта со шрифтом. 

Разные шрифтовые студии подходят к лицензированию по-своему. Мы с 2020 отказались от отдельной лицензии на логотипы, и разрешили использовать шрифт в этом направлении под десктоп-лицензию. Некоторые студии выделяют эту лицензию, как отдельную. 

Денис Васильев
Если собираешься использовать шрифт в интернете — нужна web-лицензия. Если задумал интегрировать шрифт в приложение — используй лицензию на мобильные приложения. При работе с видеоиграми — приобрети лицензию на видеоигру.

Когда осознанно подходишь к выбору шрифта для своего продукта, и заходишь на сайт шрифтовой студии — становится понятным, какая лицензия подойдет. У многих студий информация о лицензии написана понятным языком. 

Но этой информации нет на сайтах генераторов шрифтовых файлов, где дизайнеры обычно их подбирают. Внизу есть дисклеймеры с предупреждением о том, что шрифты принадлежат правообладателям — так держатели генераторов снимают с себя ответственность.

Денис Васильев
Нужно смотреть на дисклеймер и проверять, коммерческий шрифт, или нет. При выборе шрифта на генераторе, нужно зайти в поисковик и написать название шрифта с фразой “купить лицензию”. Если выскочит сайт производителя — 95%, что он коммерческий. Напишите производителю.

В каком порядке TypeType работает с нарушителями?

Письмо от компании TypeType, которое получил автор подкаста.

В 95% случаев использование шрифтов без лицензии происходит без злого умысла. Дизайнер (web-разработчик, фрилансер) использует шрифт, закрывает проект и уходит. В случае нарушения, в TypeType такой порядок действий:

  1. Клиенту приходит письмо о том, что им используется шрифт, а в нашей базе лицензиатов нет информации о его приобретении. Мы просим подтвердить лицензию: бывает, клиент купил лицензию, но не указал домен. 
Денис Васильев
Первое письмо — лояльное. Мы не заинтересованы в том, чтобы наказать клиента. Успешные переговоры приводят к тому, что клиент приобретает лицензию, и мы находим в нем партнера на будущее. Ругаться на первом этапе смысла нет — клиент априори не является злоумышленником. 

2. Обратная связь от клиентов: в основном люди идут на встречу и уточняют информацию о покупке лицензии. Кто-то просит нас доказать, что мы не мошенники. Реже люди не готовы взаимодействовать, и используют характерную речь, чтобы это донести.

Можно ли убрать шрифт, если не приобрел лицензию, или ее нужно купить?

Обычно мы идем на встречу и разрешаем убрать шрифт — используем лояльный подход и презумпцию невиновности. 

Денис Васильев
Но есть клиенты, которые не убирают шрифт. В этом случае мы переходим к более серьезному диалогу.

А именно — суд и разные формы ответственности — в зависимости от того, насколько клиент неохотно идет на переговоры. 

За использование шрифтов без лицензии есть три пути для привлечения к ответственности:

  1. гражданско-правовая;
  2. административная;
  3. уголовная.
Денис Васильев
Разная ответственность подразумевает разные штрафы — двукратная стоимость лицензии, компенсация за нарушение авторского права, где ответственность регулируется в рамках миллионов рублей. Можем запросить публикацию в СМИ, что является репутационным ущербом. Если шрифт на продукции — ее можно извлечь, как контрафакт (прим.ред. — товары, поступившие в оборот с нарушением гражданского законодательства).

Мы не доходили до крайних мер воздействия, но угрожали. В основном клиент демонстрирует понимание на одном из этапов переговоров и происходит принятие-смирение-покупка лицензии.

В случае с сайтами и приложениями — мы можем написать жалобу на хостинг или маркетплейс. Озвучивания этого аргумента достаточно, чтобы клиент стал более лояльным в переговорах. Мы не просим о компенсации, двукратной стоимости лицензии — действуем в рамках обычного прайса. 

Денис Васильев
Мы объясняем клиенту, что имеем возможность воздействовать на его продукт. Демонстрируем лояльный подход, ведя долгие переговоры: приводим аргументы, предоставляем нужные документы, проводим zoom-встречи, чтобы клиент убедился, кто мы. Ругаемся крайне редко, но на хостинг можем написать: обычно после этого несговорчивые клиенты становятся сговорчивыми.

Расскажи про нюансы использования шрифтов в рекламе?

Если мы видим рекламу с нашими шрифтами в магазинах, каталогах, афишах, YouTube-каналах, билбордах — смотрим, от чьего имени она демонстрируется. Если в базе лицензиатов видим компанию — все хорошо, если нет — пишем в отдел рекламы просьбу объяснить, кто делал визуал, и на основании какой лицензии. Наша десктоп-лицензия позволяет сделать макеты баннеров, которые демонстрируются от имени клиентов — сам клиент при этом не обязан приобретать лицензию. 

В России шрифт защищается двумя способами: как компьютерная программа и как графический элемент. Десктоп-лицензия позволяет дизайнеру приобрести лицензию, сделать для клиента макет, и передать его в кривых (прим.ред. — векторный макет)

Нужно ли клиенту прописывать информацию о лицензии, или достаточно заключить договор с агентством о сотрудничестве?

Зависит от необходимости согласования моментов между юридическим отделом клиента и агентства. Нам достаточно того, что у агентства будет приобретена десктоп-лицензия. Если агентство купило лицензию — пусть делает рекламу кому угодно. 

Денис Васильев
У нас есть агентская лицензия, в рамках которой предоставляем всю библиотеку для рекламных агентств и дизайнеров, чтобы они могли тестировать шрифты в макетах. Нам они ничего не платят — лицензию купит клиент.

Твой ключевой совет?

В 2020 в Америке висел постер: “Илон Маск, приглашаем тебя на Краснодарский форум”. Плакат был написан шрифтом, на котором не было лицензии. Мы связались с агентством: все прояснили и подружились с ребятами.

Денис Васильев
руководитель коммерческого отдела компании TypeType.
Чтобы не попадать в  неприятные ситуации, перед тем, как использовать шрифт и демонстрировать его в любых коммерческих направлениях — проверьте, есть ли на него лицензия. 85% проектов — не самые большие, и их стоимость не составляет и 1% от всего проекта. Игра втемную не стоит свеч, которые зажигаются, если факт нелицензионного использования шрифта становится общедоступным. Разработчики шрифтов очень контактные — пишите им, и используйте шрифты в своих работах. Шрифты — это круто!

Проверяйте шрифты, друзья, и не забудьте подписаться на Telegram-канал подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и digital-секретов от автора.

Над материалом работали:

  1. Анастасия Дяченко — редактор, информационный голос;
  2. Александр Дяченко — бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность».

По вопросам рекламы, участия, спонсорства и нативных интеграции в бренд-медиа и подкаст «Маркетинг и реальность».

Категории: Упаковка