Интернет-доска позора

2011-03-10 12:03:56 3097

Доска позора в интернете - популярный способ борьбы с некачественными услугами. Жалобы на турфирмы, магазины, автомастрерские и салоны красоты, даже на бессердечных женихов на специально созданных для этого ресурсах ползьуются огромной популярностью. В Томске пошли еще дальше. На сайте уполномоченного по правам человека в регионе появятся списки учителей, врачей, чиновников и правозащитников, к которым не стоит обращаться. Создается новый "институт репутации", уверяют авторы идеи. К чему может привести такая инициатива, выясняла корреспондент радио "Вести ФМ" Людмила Шаулина.


Пожаловаться на недобросовестных врачей, учителей, чиновников и даже правозащитников в Томской области теперь можно будет на официальном сайте в Интернете. Учреждает его уполномоченный по правам человека в регионе, Нелли Кречетова. По ее мнению, это эффективный способ борьбы за права учеников, пациентов или потребителей госуслуг. Оценивать, заслуженно ли помещен на интернет-доску позора учитель или врач будет целый экспертный совет из авторитетных томичей, уточняет Кречетова.

"Мы не будем оценивать профессиональные качества врача или учителя, мы не можем судить о том, кто лучше хирург, а кто хуже хирург. Мы говорим о том, что врач отказывается или плохо делает работу, если ему не заплатили. Хотя человек пришел не в частную клинику. То же самое со школами. Есть школы, где платят за обучение, и школы бесплатные. Но теперь уже все смешалось. Сведение счетов - мы постараемся, чтобы так не было, на то и экспертный совет", - рассказывает Кречетова.

Если за жалобой не последует реакция властей - антирейтинг не заработает, уверен управляющий партнер агентства "Социальные сети" Денис Терехов.

"Списки - это то, что возникает благодаря обществу, а вот оргвыводы делать уже власти, на основании этих списков. Всё не просто так. На заборе тоже много чего пишут. Здесь важно, чтобы это все было подкреплено фактами. Мы же знаем случаи, когда возникали подобные единичные рассказы, и власти что-то делали", - рассказывает Терехов.

Между тем, томский омбудсмен уверена - с этого прецедента в России начнется становление нового этического института.

"Институт репутации" можно называть "внесудебная защита". Предлагаю их внедрять. У нас ведь принято: если что-то случилось, нарушили права, то обычно - ну, давайте, идите в суд, там разбирайтесь, пожалуйста. Но ведь за каждым случаем в суд человек не находится", - говорит Кречетова.

Однако, очень вероятно, что в суд придется ходить тому, кто критическую информацию на сайте разместил, предупреждает адвокат московской коллегии адвокатов "Еким и партенры" Роман Сорокин.

"Человек берет кредит в банке, и то он должен дать письменное согласие, чтобы информацию о нем внеси в соответствующий реестр, которым пользуются все банки. А так получается, что без всяких на то оснований идет публичная через интернет публикация каких-то данных, да еще и зачастую неподтвержденных, о том, что человек - нехороший. Это явно можно расценивать, как сведения, порочащие честь и достоинство, в том числе и деловую репутацию человека", - объясняет Сорокин.

Пострадавший от публичной жалобы вполне может требовать такого же публичного опровержения, извинений, а к ним в придачу - компенсацию морального вреда, понесенных убытков и даже упущенной выгоды. Сами по себе антирейтинги - практика в Интернете распространенная. Форумы с описаниями на недобросовестных ресторанов, магазинов и турфирм пестрят жалобами. Результат же зачастую обратный, добавляет Денис Терехов.

"Наши пользователи только и делают, что жалуются на кого-нибудь, куда-нибудь и происходит это довольно регулярно. Именно по этому черные списки себя уже дескридитировали и девальвировались", - считает Терехов.

С помощью черных списков в интернете ведутся настоящие конкурентные войны, рассказывает президент брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. Добрая половина критических комментариев на форумах в адрес фирм пишется прямыми конкурентам.

"Интернет предоставляет широкие возможности как для добрых дел, так и для дел вот такого плана. Это наиболее распрастранено в тех отраслях, где сила бренда строится на его общественной значимости. Люди откажутся обращаться в клинику, где были какие-то нехорошие случаи", - говорит Андреев.

Войны могут быть и не корпоративными. С помощью антирейтингов, предупреждают эксперты, личные счеты могут начать сводить не только пациенты и врачи, ученики и учителя. Испортить жизнь любому человеку, разместив порочащую его информацию на сайте омбудсмена, - дело не хитрое. Практика последнего времени показывает: используя интернет, уже можно разжечь революцию или обрушить акции успешного бизнеса. А на восстановление честного имени уйдут годы.

Вести fm