Осторожно, «бесплатный» маркетинг

2014-04-29 13:54:44 2760

Вместо эпиграфа
цитата года по версии Эгни

«Сегодня маркетинг не стоит денег: скажем спасибо интернету»
Дж. Конкрум, манимейкер и автор книг

Итак, злорадно потирая руки, мы готовимся разрушить эту самую глупую установку, которую мы когда-либо встречали. Не то что манимейкеры из Америки, даже уважаемые маркетологи из России не прошли мимо тренда. Например, почитаемый нами Игорь Манн написал книгу «Маркетинг без бюджета», которая значится в списке бестселлеров издательства.

Вопрос г-ну Манну из аудитории: «В бюджете Вашей компании есть статья на оплату Вашего труда?»

Итак, маркетолог не хочет ни за что платить, но планирует, что клиенты будут отдавать кровные за товары и услуги. Знакомая ситуация. Как пел Виктор Цой, «мне есть, чем платить, но я не хочу…» (шутка).

Оставим в стороне банальные рассуждения о том, что за все надо платить, время специалиста стоит денег, без рекламы никуда и так далее. Не будем отрываться от земли, от конкретики.

Что подразумевают, когда говорят о безбюджетном…

SEO

SEO – бесполезная трата денег, говорят адепты «бесплатного» маркетинга. Яндекс и Google поднимают в выдаче качественные сайты, а не раскрученные покупкой ссылок и сомнительными методами оптимизации. Якобы все, что нужно – это сделать качественный сайт и использовать недорогие автоматизированные службы поисковой оптимизации (Seopult, Megaindex и прочие).

Мы полностью согласны: весь секрет в качестве сайта. Звучит просто, а что на практике?

На практике качество сайта сводится к качеству следующих элементов:

  • Дизайна
  • Кода
  • Структуры и системы навигации
  • Контента: текстов, фото и видео
  • Форм заказа и обратной связи
  • Встроенных плагинов и других программ

Качественный сайт создается слаженной работой грамотных специалистов:

  • Дизайнера (-ов)
  • Программиста (-ов)
  • Специалиста по юзабилити
  • Копирайтера (-ов)

А ведь создать сайт – половина дела. Яндекс и Google настаивают, чтобы сайты регулярно обновлялись и адаптировались под новые алгоритмы поисковиков. На практике это означает, что время от времени нужно заново привлекать указанных специалистов. Не стоит забывать про SMM-щика, если появится задача продвижения в соцсетях. Он поможет адаптировать сайт под требования соцсетей (SMO).

Обновление сайта хотя бы на уровне контента должно проводиться регулярно, в ежемесячном режиме. Лишить себя такой регулярности – значит в скором времени вылететь из «топов».

Такая работа может быть «бесплатной» только при одном условии: владелец бизнеса сам - и швец, и жнец, и на дуде игрец. А вы считаете бизнес уровня ИП-одиночки образцом для подражания?

контекстной рекламе

Кто умеет сочетать отсутствие бюджета и контекстную рекламы? Пусть срочно дает заявку на Нобелевскую премию по маркетингу, если таковая существует. Мы не знаем, как организовать контекстную кампанию без денег: Яндекс не поймет. Google тоже.

Конечно, можно вовсе отказаться от контекста. В этом случае компания лишает себя одного из самых быстрых способов получить клиентов.


PR / SMM

Когда говорят о PR SMM без бюджета, подразумевают, что кто-то в компании на добровольных началах будет:

  • писать на профессиональном уровне новости и статьи,
  • налаживать контакты со СМИ,
  • договариваться о бесплатных публикациях,
  • отслеживать комментарии к материалам и отвечать на них,
  • регулярно общаться на форумах с потенциальными клиентами,
  • вести страницы компании в соцсетях,
  • уговаривать лучших блоггеров писать о компании хорошо и подробно,
  • привлекать подписчиков и так далее.

Нам жаль эту «добрую» душу, потому что даже при минимальной нагрузке такая работа отнимет у нее не менее 3 часов в день. Интересно, труд будет оплачиваться, или это тоже «бесплатный» маркетинг. Можно себе представить, какого уровня «специалист», который позволит эксплуатировать себя таким способом. И какого качества будет его работа…

Возьмем хотя бы самую горячую тему SMM: привлечение подписчиков в группы соцсетей.

Начальник хочет видеть такую картину в профиле компании на Facebook.

Существует 3 основных способа привлекать подписчиков:

  1. оптимизация сайта по правилам SMO
  2. таргетированная реклама в соцсетях
  3. реклама в популярных группах соцсетей

Разбираем по пунктам:

  1. Требуется работа SMM-специалиста или администратора сайта. Иногда программиста и дизайнера, например, для создания всплывающих окон, которые приглашают зайти на страницу компании в соцсети.
  2. Требуется помощь SMM-специалиста по настройке рекламной кампании. А также бюджет на саму рекламу. Принцип тот же, что и в контекстной рекламе.
  3. Требуется помощь SMM-специалиста по подбору групп, а также бюджет на оплату размещений рекламного объявления.

Поскольку привлекать подписчиков нужно постоянно (нам же постоянно нужны новые клиенты!), то и все процедуры следует выполнять регулярно, возможно за исключением пункта №1.

«Безбюджетный» PR и SMM возможен только в режиме ИП-одиночки и только при минимальной нагрузке 3 часа в день.

Мы можем разобрать по косточкам каждый пункт раздела PR / SMM, но не будем злоупотреблять вашим вниманием. Все очевидно.

аудите сайта

Бесплатный аудит сайта, оценка его сильных и слабых качеств – популярная приманка. Получите «велкам»-аудит сайта, предлагают хитрые агентства.

А на следующий день они присылают куцый файл из 2-3 страниц, где описаны самые очевидные ошибки, которые можно увидеть невооруженным глазом. Или еще хуже: файл содержит техническую тарабарщину, которую может понять только специалист.

Выглядит солидно, а пользы ноль.

Аудит сайта – это глубокое изучение:

  • Кода
  • SEO факторов
  • Дизайна
  • Структуры
  • Навигации
  • Контента
  • Статистики посещаемости

На основании этого создается объемный отчет с практическими рекомендациями по всем направлениям. С их помощью реально улучшить продающие качества сайта и поднять прибыль компании.

Настоящий аудит займет, как минимум, 1 неделю и никак не может быть бесплатным.

Вам нужно руководство к действию, которое приведет к большей прибыли, или видимость работы?

Обычно агентства предлагают «бесплатные» аудиты, чтобы впоследствии продать основную услугу. Никакого отношения к реальной оценке сайта эта «работа» не имеет.

Вспомним нашего мифического ИПшника. Сможет ли он самостоятельно провести аудит? Да, если он хорошо разбирается и в коде, и в SEO факторах, и в юзабилити, а также умеет анализировать данные Google Analytics или Яндекс Метрики.

Где живет бесплатный маркетинг?

Он живет только на микро-уровне, где обитают фрилансеры, мелкие ИП и манимейкеры, вроде Джима Конкрума. Даже для того, чтобы подняться на ступень выше, за маркетинг надо платить.