Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

FORBES

Что за праздник без «Советского шампанского»

До 2023 года Россия может отказаться от привычной этикетки. Готов ли потребитель к изменениям рынка?

Прочитав на одном из англоязычных винных сайтов новость о том, что с 2023 года в России откажутся от производства «Советского шампанского», мой коллега удивился. Не по поводу того, как шампанским может называться вино, производимое не во французской провинции Шампань, и как оно без всяких препятствий продается уже 80 лет. Как и для многих иностранцев, для него остается загадкой другое. «Как может быть так, что Советского Союза давно нет, а «Советское шампанское» есть?» — удивился он. Мне пришлось рассказать про газету «Советский спорт» и Ленинградский вокзал, про то, что в России полно вещей, названных в честь давно несуществующих городов и понятий, и про то, что появившееся в 1920-е годы «Советское шампанское», по мнению его производителей, никак не ущемляет в правах виноделов Шампани. «Но раз они согласились убрать «шампанское» с этикеток, то, значит, согласились, что ущемляет, так?» — все недоумевал непонятливый коллега.

Вникнув в дело, я поняла, что слухи о смерти «Советского шампанского» сильно преувеличены. По сути, пока что речь идет только о предварительных договоренностях между российскими производителями игристых вин и Межпрофессиональным комитетом вин Шампани (CIVС). Ассоциация производителей игристых вин России согласилась на разработку протокола, согласно которому российские винопроизводители добровольно откажутся от использования наименования «шампанское» при выпуске своей продукции. Если соглашение будет подписано, с этикеток российских игристых вин должно исчезнуть слова как «шампанское», так и «шампанский метод», написанные латиницей или кириллицей.

Но когда все это случится — неизвестно. По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, на обсуждении протокола назывались разные даты — начиная с 2025 года и заканчивая десятилетием позже вступления России в ВТО. Президент Ассоциации производителей игристых вин Алан Соколов заявил, что в любом случае 2023 год — дата предварительная: «Со стороны французов звучали конкретные даты, но российская сторона, приняв концептуально, что нужно двигаться в этом направления, никакие сроки на себя не брала».

Ассоциация планирует заказать исследование рынка и выяснить, насколько российский потребитель готов к изменению названия и сколько эти изменения будут стоить. При этом российские производители игристых вин хотят, чтобы затраты на отказ от «шампанского» с ними разделили коллеги из CIVC. Настолько ли дорого французам шампанское, чтобы они заплатили за исчезновение этого слова с этикеток в другой стране? Переговоры могут растянуться на годы, но их исход вряд ли повлияет на «Советское шампанское». Владеющее маркой государственное предприятие «Союзплодимпорт» не входит в Ассоциации производителей игристых вин, переговоров с французами не ведет и пока никак не прокомментировало идею отказаться от употребления слова «шампанское» в отношении российских игристых вин.

Один из лоббистов этой идеи — Борис Титов, глава SVL Group. Группа компаний владеет 58% ЗАО «Абрау-Дюрсо», входящего в Ассоциацию производителей игристых вин. Титов, даже объявлявший конкурс с призовым фондом в 150 000 рублей на лучшее альтернативное название для российского шампанского, признает, что удовлетворительной замены не найдено. Предприниматель не согласен с теми, кто связывает проблему российского «шампанского» с темой вступления в ВТО, и говорит о планах России на разработку собственных регионов винопроизводства, аналогов французких апелласьонов. По словам Титова, одна из таких зон может появиться на территории Северного Кавказа и Краснодарского края, другая — в долине реки Дон в Ростовской области: «Если мы вводим такие же правила у себя, то как при этом мы можем не уважать французов?»

Возможный резон уважать французов и быть заинтересованным в четком разделении на российском рынке категорий «шампанское» и «игристое» — то, что SVL Group Титова владеет шампанским домом Chateau d`Avize, ранее принадлежавшим Moet & Chandon. После покупки Chateau d`Avize в прошлом году представители SVL Group говорили о планах поставки в Россию шампанского под брендом Louis XIV в 2011 году. Розничная цена вина, предполагалось, будет около 2000 рублей, цена бутылки Chateau d`Avize Blanc de Blanc, сделанного только из винограда сорта шардонне, может обойтись в сумму до 5000 рублей. Потенциальному росту прибыли от продаж настоящего шампанского не поможет, если на магазинных полках под тем же названием будут стоять бутылки игристого с новороссийским провенансом.

Объясняя столь долгую задержку, нужную на отказ от слова «шампанское» на этикетках, российские винопроизводители говорят об инерции рынка и расходах, которые потребуются, чтобы объяснить покупателю, что российское «шампанское» и французское — это две большие разницы. Но сколько людей, на самом деле разбирающихся в винах, этого не знает? И сколько из тех, кто покупает «шампанское» по 70-100 рублей за бутылку, хотят узнать все тонкости настоящего шампанского метода? Большинство потребителей «Советского шампанского» — люди, которым за 50, выбирающие это вино из-за комбинации привычки, цены и ностальгической симпатии к бренду. За следующие 10-15 лет эти покупатели начнут уходить с рынка. Производители дешевых «шампанских» не хотят терять лояльных стареющих клиентов — а те, кто придет на их место, будут знать и про шампанское, и про каву с просекко, и, возможно, сделают выбор в пользу бюджетных игристых из Италии или Австралии, но не Кубани.

Кстати, о бюджетных игристых. И в самой Франции из-за нервно относящихся к слову «шампанское» производителей было поломано немало копий. И шампанское, и упоминание «шампанского метода» жители Шампани отстояли. Утешение потребителя — в знании, что игристые вина не из Шампани могут быть качественными и при этом точно будут дешевле. Хороший пример — Langlois-Chateau Cremant de Loire NV. В апелласьоне Cremant de Loire требования к игристым винам одни из самых высоких во Франции. В пользу этого вина говорит и репутация его владельца, знаменитого шампанского дома Bollinger, оценившего потенциал хозяйства Langlois. Бленд из сортов шардоне, шенен блан и каберне фран дает легкое, цитрусовое вино с нотами зеленого яблока и поджаренного хлеба в аромате. Этот креман — простой и достойный аперитив, аккомпанемент к рыбе или даже к десерту и лишнее подтверждение, что быть пристойным игристым можно и не цепляясь за громкие слова.

Аля Харченко, глава лондонского винного клуба Red&White, журналист

03.11.2011

07.11.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов